Андрей Иващенко, «Открытие»: Как модернизировать систему доставки приложений в банке
Современные банки стараются улучшать клиентский опыт не только для внешних потребителей, но и для внутренних. О том, какие технологии можно для этого использовать и какие преимущества они приносят, в интервью CNews рассказал вице-президент, директор департамента ИТ-инфраструктуры банка «Открытие» Андрей Иващенко.
CNews: CNews: Расскажите, каков вообще уровень проникновения цифровой трансформации в банке «Открытие»? Какие последние крупные проекты были реализованы?
Андрей Иващенко: Основная часть цифровой трансформации в банке в классическом ее понимании уже завершилась. Сейчас мы стремимся улучшать клиентский опыт, и внутренние клиенты — не исключение. Для этого мы работаем в двух направлениях. Первое — реализация систем доставки приложений, второе — развитие единого фронтального решения для сотрудников.
CNews: Какими характеристиками, на ваш взгляд, обладает положительный клиентский опыт сотрудников банка?
Андрей Иващенко: Важно, чтобы удобный и быстрый сервис получали не только клиенты, но и сотрудники. Мы ориентированы на сокращение времени на их обучение, минимизацию количества систем, необходимых для обслуживания клиента и уменьшение накладных расходов на доступы.
CNews: Почему в банке задумались о перспективах внедрения новой системы доставки приложений?
Андрей Иващенко: Исторически банк «Открытие» развивался за счет слияний и поглощений других кредитных организаций, поэтому его ИТ-ландшафт представлял собой лоскутное одеяло. Для обеспечения обычной банковской деятельности требовался доступ сотрудников к сотням приложений, что и решалось за счет технологий доставки приложений. К сожалению, на начальном этапе не было выработано единой концепции сервиса, поэтому в объединенном банке появилось несколько разрозненных решений, построенных по разным принципам и никак не интегрированных друг с другом.
Развитие банка и повышение требований к качеству внутреннего и внешнего сервисов привело к необходимости внедрения надежного и высокодоступного решения в части виртуализации и доставки приложений.
CNews: Какие конкретно возникали проблемы, связанные с доставкой приложений, были у банка?
Андрей Иващенко: У сервиса была масса проблем: несколько ферм разных версий, отсутствие централизации, резерва, низкая производительность, множество узких мест и ограничений по производительности. Были сложности с доступностью сервиса, с процессами обновления, поиском проблем и администрированием в целом. Грубо говоря, мы слишком долго подключали новых пользователей, устраняли сбои, не могли обновлять приложения и масштабироваться. Все это привело к тому, что пришлось полностью переработать решение по доставке приложений.
При этом Citrix — ключевая система банка. Все внедряемые изменения необходимо было проводить «на живую», с минимальными простоями и влиянием на продуктив.
Таким образом, основным вызовом при реализации проекта являлась необходимость проведения полного реинжиниринга и перестройки решений доставки приложений из разнородных блоков в единое и цельное решение без какого-либо негативного влияния на бизнес.
CNews: Как беспорядок с системами доставки приложений влиял на темпы трансформации банка?
Андрей Иващенко: 90% всех приложений сотрудникам Банка предоставляются через Citrix. При возникновении сбоев по доставке специализированного ПО (например, автоматизированной банковской системы) возникали проблемы с обслуживанием клиентов, что усугубляло и без того стрессовую ситуацию для сотрудников, вызванную процедурами трансформации. Для понимания масштаба, при недоступности сервиса Citrix около 20 тысяч сотрудников банка не могут полноценно выполнять свою работу.
CNews: А почему было выбрано именно решение Citrix?
Андрей Иващенко: Собственно, в банке уже использовались системы доставки приложений от Citrix. Были закуплены необходимые лицензии, прошло обучение инженеров по техподдержке пользователей, имелся опыт по сопровождению системы и серверов доставки приложений.
CNews: Какие компании помогали с внедрением и какие роли они выполняли?
Андрей Иващенко: Проект такого масштаба требует существенных компетенций и ресурсов. Нужно было сделать все быстро и качественно. Основной объем работ был выполнен экспертами банка с активным привлечением как вендора, так и наиболее компетентного партнера Citrix — компании «Инфосистемы Джет».
Эксперты «Инфосистемы Джет» выстроили процесс перевода более 200 приложений на технологию App Layering, помогали решать технические проблемы с их переносом со старых ферм.
CNews: Как функционирует новая система? На каких технологиях она построена?
Андрей Иващенко: Для доставки приложений используется современная технология App Layering, решения Citrix XenApp, Citrix VDI. Система распределена на два ЦОД. Каждое «плечо» в состоянии обеспечить 100-процентную нагрузку пользователей. Переключение происходит прозрачно с помощью балансировщиков нагрузки Citrix NetScaler.
Для защиты от логических ошибок используется инфраструктура POD. Все основные элементы дублированы внутри ЦОД, при возникновении логической ошибки соседний POD переводит на себя всю нагрузку. Это позволяет, в том числе, проводить плановые работы без перерыва в сервисе (например, обновление приложений).
В качестве аппаратной платформы используется гиперконвергентное решение от Nutanix. Это позволяет нам просто и понятно масштабироваться.
CNews: Как именно проходило внедрение? Сколько времени оно заняло? Возникали ли проблемы в ходе внедрения или пилотирования?
Андрей Иващенко: Мы начали внедрение в I квартале 2019 года. Основные работы заняли порядка 9 месяцев. Опыта построения таких масштабных проектов на основе технологии Citrix AppLayering в России почти нет. Поэтому мы встретились с большим количеством проблем. Для снижения негативного влияния проекта на операционную деятельность каждое приложение мы пилотировали перед миграцией. Тестирование проходило на фокус-группе (50 пользователей). Только после успешного пилотирования приложение масштабировалось на весь банк. С некоторыми из них возникали проблемы, для их решения мы привлекали экспертов компании «Инфосистемы Джет». Таким образом мы перенесли более 200 приложений.
CNews: Какие конкретные бизнес-преимущества вы ожидаете получить от внедрения? Какие первые результаты использования можно отметить?
Андрей Иващенко: Во-первых, мы ожидаем существенного увеличения доступности приложений. Каждый простой стоит существенной части прибыли для банка. Во-вторых, банк сможет использовать новые версии приложений, их стало проще обновлять и подключать новых пользователей. В сочетании с первым пунктом, это серьезно увеличивает эффективность работы сотрудников. В-третьих, новая архитектура позволит проще и эффективнее обслуживать систему доставки приложений, тратить меньше ресурсов, сфокусироваться на развитии, а не решении проблем.
CNews: Существуют ли планы использования решений Citrix по другим ИТ-направлениям?
Андрей Иващенко: В настоящий момент на платформе Citrix развернуты около 2 тысяч рабочих мест VDI. В 2020 году планируем увеличить количество рабочих мест VDI до 5 тысяч.