[an error occurred while processing this directive]
|
|
Обозрение подготовлено при поддержке Проблемы операторов IP-телефонии. Межоператорское взаимодействие. Клиринговые центры, биржи трафика Что же мешает взрывному росту IP-телефонии или хотя бы исполнению тех прогнозов уважаемых аналитических агентств, которые несколько лет назад предрекали, что к настоящему времени примерно половина всех звонков будет совершаться посредством интернет-протокола? Прежде всего, существует проблема относительно медленного старения имеющегося оборудования традиционной телефонии, в которое были инвестированы немалые средства; есть много вопросов и с обеспечением требуемого уровня безопасности. Немало и случаев, связанных с недобросовестной конкуренцией операторов: тут можно вспомнить, к примеру, конфликт, произошедший в Перми. Суть претензий единственного в городе провайдера услуг VoIP компании «ЭР-Телеком», предъявленных двум пермским операторам ЗАО «Пермлессвязь» и компании «Телекон», состоит в том, что эти операторы, по мнению «Эр-Телеком», намеренно перекрывали своим клиентам доступ к маршрутизатору доступа IP-телефонии (из офиса клиента была сделана соответствующая проверка, по результатам которой составлен протокол). По этой причине разгневанные пользователи карт IP-телефонии, которые не могли дозвониться на городской номер, обеспечивающий доступ к услуге международной связи, «обрушились» на провайдера «ЭР-Телеком». Последний не смог договориться с конкурентами мирным путем и обратился с жалобой в Управление государственного надзора за связью РФ по Пермской области. Чиновники не придумали ничего лучшего, чем предписать проведение повторного тестирования линий с участием всех заинтересованных сторон практически бессмысленного мероприятия («предупрежден, значит вооружен!»). Компания «ЭР-Телеком», по мнению которой имеет место нарушение закона «О связи», оставила за собой право обратиться в суд, если от покупателей карточек вновь будут поступать претензии. Что тут можно сказать? Конкуренция явно не по-джентльменски да и только. Другая проблема альтернативных операторов состоит в том, что их возможности гораздо скромнее потенциала их конкурентов из традиционной телефонии. Не секрет, что существующие сейчас на российском рынке операторы IP-телефонии не обеспечивают связь класса «end-to-end» на все направления. Другими словами, всегда найдется такой пункт N, до абонента в котором конечный пользователь в пункте А, пользуясь услугами компании Х, не сможет дозвониться. Обычно большинство провайдеров услуг VoIP арендуют каналы у операторов дальней связи на небольшое количество направлений и либо не предоставляют услуги IP-телефонии на другие направления, либо стоимость этих услуг практически не отличается от расценок традиционной телефонной связи. Поэтому альтернативные операторы просто обречены на сотрудничество между собой, дабы поддержать свою конкурентоспособность. Однако как обеспечить корректную маршрутизацию вызовов и качество услуг в распределенной сети огромного количества операторов, как сократить расходы от сопровождения большого количества договоров, как начинающим операторам не выводить из оборота значительных сумм, которые определяются произведением числа договоров на размер предоплаты (депозита) эти и другие проблемы призван решить клирингхаус (clearing house) или центр взаимозачетов и обмена трафиком или просто расчетный центр. Подключение к клирингхаусу позволяет оператору обойтись одним договором на обслуживание и одной точкой соединения. Среди прелестей такого подключения снижение затрат на поддержание взаимоотношений с большим числом партнеров, минимизация финансовых рисков (клирингхаус выступает гарантом сделки) и сумм предоплат и т.п. Кроме того, по мере увеличения числа участников тарифы на терминацию трафика снижаются, а оператор получает дополнительную прибыль за счет терминации в свою сеть трафика других операторов-участников. Но клирингхаус нельзя рассматривать как простой пункт терминации. Ведь спектр услуг, предоставляемых ведущими клиринговыми домами в развитых странах, довольно широк. Он может, к примеру, иметь следующий вид:
Итак, преимущества работы с клиринговым центром, который не занимается исключительно перепродажей трафика одного оператора другому, но и обеспечивает гарантированное качество терминации трафика, резервирование маршрутов и координацию взаиморасчетов между участниками такого клирингового центра, очевидны. Это не только возможность «по дешевке» купить трафик, но и при этом получить качественную терминацию не вдаваясь в подробности этого процесса, не заключая дополнительных договоров, не привлекая дополнительных ресурсов. Другими словами, современный клиринговый центр помимо своей основной функции организации обмена трафиком берет на себя решение львиной доли административных, организационных и технических задач. Такова, в общих чертах, модель идеального клирингового дома, рекламируемая поставщиками решений. В качестве реального примера можно привести первый российский клирингхаус от компании «Дионет», построенный на основе концепции softswitch, позволяющей подключать к клирингу операторов с оборудованием VoIP различных производителей. В марте компания завершила испытания взаимодействия по протоколу H.323 Clarent Gatekeeper, элемента softswitch-решения от Clarent, с VoIP решениями от Motorola (голосовые шлюзы Vanguard), Cisco (Cisco Gatekeeper, голосовые шлюзы). Шлюзы Cisco, непосредственно подключенные к Clarent Gatekeeper, получают доступ к интеллектуальным услугам Clarent Command Center (централизованное управление, динамическая маршрутизация, on-line тарификация, трансляция номера и т.д.). Участникам клирингового центра «Клирингхауз Дионет», подключенным в режиме шлюза и оказывающим услуги связи по предоплаченным карточкам, помимо стандартных для клирингового центра такого типа услуг предоставляются услуги тарификации и аутентификации конечных пользователей с разделением на различные группы с различным уровнем сервиса, а также роуминг в любой точке сети клирингового центра. В отличие от клирингхаусов, в так называемых биржах трафика реализуется прямой доступ компаний участников к торгам, и существует мнение, что с выходом биржи на рынок услуги посредников (а к ним можно причислить и «клирингхаусы», поскольку они перепродают трафик) перестанут быть актуальными. Главная роль оператора биржи сводится к обеспечению финансовых гарантий сделок и осуществлению контроля за параметрами IP-телефонного трафика. Проект первой в России торговой площадки, биржи для обмена IP-телефонным трафиком, продвигаемый компанией «TARIO.net», находится сейчас на стадии опытно-коммерческой эксплуатации: идет подключение оборудования компаний, зарегистрированных на «Бирже VoIP», проверяется его совместимость, происходит практический процесс обучения. По словам Бориса Болунденкова, директора по развитию компании TARIO.net в отличие от подобных структур в других странах, проект «Биржа VoIP» помимо того, что является демократичным (в сентябре было продлено бесплатное подключение к системе), еще и обеспечивает хорошее качество связи (коммутация трафика происходит в протоколе IP и тандемного перекодирования не требуется). «Биржа VoIP» включает Tario Softwitch, сертифицированный биллинг и биржевой веб-интерфейс. Все это хорошо, только опыт первых месяцев эксплуатации площадки показал, что число продавцов трафика примерно в 9 раз превышает число его покупателей. В этом нет ничего удивительного: «приземлять» трафик на своей территории «может даже ребенок». Для этого лишь необходимо купить шлюз, подключить его к телефонной сети и выставить прайс. Покупателям же приходится выпускать телефонные карточки, проводить маркетинговые компании, открывать переговорные центры Биржа позволяет участникам выставлять ордера на куплю-продажу трафика и управлять ими, а также счетами, получать статистическую информацию: котировки, качественные показатели каналов и т.п. «VoIP eXchange» обеспечивает и гарантирует анонимность участников и сохранение конфиденциальности. Ну а подробнее об успехах и трудностях более чем четырехмесячной эксплуатации проекта желающие смогут узнать на традиционной |