Разделы

Цифровизация ИТ в банках

MasterCard-карты «Сбербанка» отключились от интернета

Держатели карт MasterCard «Сбербанка» второй день испытывают проблемы с оплатой покупок в интернете.

«Сбербанк» сообщил, что по техническим причинам временно недоступны интернет-покупки с использованием его банковских карт MasterCard, использующих технологию MasterCard Secure Code. «Соответственно, рассылка одноразовых паролей для подтверждения операций по карте, которые держатели карт получают в виде SMS-сообщений, на данный момент не осуществляется», - говорится в сообщении «Сбербанка».

Технология MasterCard Secure Code предназначена для обеспечения дополнительной защиты при проведения платежа в интернете при помощи введения дополнительного кода для подтверждения транзакции. Она может быть реализована как с одним перманентным кодом, так и с динамическим, когда каждый раз для подтверждения транзакции держатель карты получает новый пароль.

В «Сбербанке» не прокомментировали причины сбоя в работе с картами MasterCard, отметив лишь, что карты Visa у них обслуживаются без сбоев. В службе техподдержки банка говорят, что проблема затрагивает лишь оплату товаров и услуг на сторонних сайтах и не касается оплаты услуг через личный кабинет на сайте самого «Сбербанка».

Стоит отметить, что проблема с картами возникла еще вчера. «Сбербанк России и MasterCard прилагают максимум усилий для решения возникшей проблемы в кратчайшие сроки», - говорили в банке. Однако к настоящему моменту она так и не решена. Автоответчик в техподдержке «Сбербанка» предупреждает, что возможны отказы при проведении оплаты товаров и услуг в интернете, а в Сети можно найти свежие сообщения с жалобами от пользователей.

В других банках, опрошенных CNews, проблем с платежами по картам MasterCard не отметили. «У нас все в порядке, карты работают без сбоев, в том числе - по технологии MasterCard Secure Code», - заявили CNews в «Альфа-банке». По мнению директора процессингового центра «Альфа-банка» Вилена Тимирязева, причины сбоя могут быть как на стороне различных ИТ-систем банка, так и на стороне платежной системы.


Эксперты выдвигают разные версии, по какой причине оплата интернет-покупок с помощью карт MasterCard могла стать невозможна

Эксперт по платежным системам из другого банка, пожелавший сохранить анонимность, предполагает, что, если другие банки аналогичных проблем не испытывают, то, вероятней всего, проблема имеет место на уровне протокола обмена данными между «Сбербанком» и MasterCard. «Это может быть связано как с внесением каких-то изменений в него, так и в техническом сбое на уровне протокола», - рассуждает собеседник CNews. Проблемы подобного рода случаются достаточно редко, отмечает он: «Обычно обмен данными один раз настраивается и затем стабильно работает».

«Это может быть связано как с процессом взаимодействия банка с платёжной системой MasterCard, так и с внутрибанковскими процедурами, - согласна Марина Мишурис, председатель правления «ФлексБанка». - Сбой мог произойти при работе сервиса SMS-информирования и рассылки кода или на этапе его верификации. Проверка работы системы с установкой обязательных обновлений также может привести к временной потере доступа к сервису. Если в договоре с разработчиком, обслуживающей компанией прописано необходимое обновление программного обеспечения, банк обязан предоставить такую возможность даже при условии временного прекращения оказания услуги клиентам».

«Судя по тому, что сбои происходили только по картам, работающим на технологии MasterCard Secure Code, возможно произошел сбой в технологической инфраструктуре, поддерживающей формирование или обработку указанных кодов. Так как технология рассчитана на платежи в интернете, то именно данный тип транзакций и был заблокирован», - добавляет Иван Ивкин, заместитель директора дирекции карточного, депозитного и электронного бизнеса «Транскапиталбанка».

Стоит отметить, что это уже не первая проблема в нынешнем году, вызванная «техническими причинами» и создающая сложности для клиентов «Сбербанка». Так, неделю назад сбой на уровне коммуникационного оборудования затронул ряд услуг банка, включая сервисы дистанционного обслуживания и обслуживание банковских карт. Он был устранен переводом на резервное оборудование, сообщал «Сбербанк».

Год назад в «Сбербанке» произошел сбой, который вызвал проблемы при переводе денежных средств с карты на карту. В прошлом же году челябинские СМИ сообщали о том, что часть городских банкоматов перестала выдавать деньги, при этом запрошенная сумма списывалась со счетов клиентов. В июне 2009 г. из-за сбоя во многих московских отделениях «Сбербанка» были приостановлены операции по выдаче денег со сберегательных книжек и выпискам информации с кредитных карт, а из-за технического сбоя в августе 2008 г. клиенты банка испытывали трудности с обналичиванием средств через банкоматы.

Наталья Лаврентьева