Спецпроекты

На страницу обзора
Тренд сегодняшнего дня – спрос на интерактивную аналитику
По мнению Ольги Горчинской, директора по исследовательским проектам и руководителя направления Big Data компании "Форс", российский рынок BI только сейчас переходит от систем отчетности к задачам анализа информации.

Ольга Горчинская

CNews: Эксперты оценивают динамику роста рынка BI-решений как очень высокую. Ваше мнение?



Ольга Горчинская:
Возможно, такая оценка справедлива и основана на определенной статистике. Но с точки зрения нашей проектной деятельности, происходит стабильный и спокойный рост. Конечно, сегодня у заказчиков задачи, связанные с BI, имеют наивысший приоритет. Но так было и год назад, и даже пять. Меняются не столько объемы, сколько характер использования аналитических технологий.



CNews: И каковы новые тренды российского рынка?



Ольга Горчинская:
Растет количество BI-проектов, связанных с уже построенными хранилищами данных. Еще несколько лет тому назад подавляющее число проектов было связано с созданием централизованных хранилищ данных, а сейчас все чаще внедряются средства бизнес-анализа для уже существующих хранилищ.



Еще одна тенденция – повышение интереса к интерактивной аналитике. Раньше, сколько бы мы ни убеждали заказчика, какие бы возможности ему ни демонстрировали, все равно дело кончалось внедрением только регламентной отчетности. Сегодня же все больше людей понимают преимущества использования "живых" отчетов, когда, кликая на значение показателя, можно сразу перейти к его детализации, к анализу этого значения в других разрезах. Такие средства, как информационные панели или дэшборды, существуют давно, они практически стандартизованы по возможностям и поддерживаются в любой универсальной среде бизнес-анализа. Тем не менее, до последнего времени тщательно разработанные дэшборды часто воспринимались как "красивые картинки для руководства", а не как инструмент для использования в реальном бизнесе. Во многих случаях уже запущенные в эксплуатацию системы использовались лишь частично. Конечно, можно привести примеры компаний, где современные инструменты бизнес-анализа использовались больше, но это скорее исключение, а не практика. Постепенно происходят изменения в лучшую сторону. Все чаще мы видим активную заинтересованность пользователей, понимание методов работы с информацией.



И, наконец, нельзя не упомянуть рост интереса к мобильным решениям, которые удобны как для руководителей самого разного уровня, так и для специалистов.



CNews: Расскажите, пожалуйста, а чем так привлекательна интерактивная аналитика?



Ольга Горчинская:
В стандартной ситуации с данными работают на бумаге, изучая распечатанные отчеты. В интерактивном режиме с данными работают на экране. И первое преимущество в этом случае – разнообразие видов визуализации, использование цветовых эффектов, разнообразных диаграмм, анимации. Это позволяет быстро привлечь внимание к возникшей проблеме или нестандартной ситуации.



Второе преимущество – интерактивность и навигация. В отличие от изучения данных в печатных формах здесь можно, кликая на значения, переходить к детализации или к новым поясняющим таблицам или диаграммам. Например, обнаружив на наглядной диаграмме, что прибыль упала, менеджер сможет, переходя от одних показателей к другим, детализируя составляющие каждого показателя, в конце концов увидеть, что заказов все больше и больше, а на складе пусто. Понимание причины проблем с прибылью позволит принять правильное решение и разобраться со складом, а не продавцами.



Важно понимать, что интерактивная аналитика не заменяет традиционные регламентные отчеты. У этих технологий разные задачи – в одном случае речь идет о формировании отчетов в соответствии с принятыми в организации и в стране стандартами. А во втором случае – о том, чтобы как можно быстрее увидеть проблему, разобраться с причинами и оперативно принять управленческое решение. Этот стиль работы с данными требует определенных навыков от бизнес-пользователей, и российский рынок долгое время был не очень к этому готов. Безусловно, было много успешных проектов и в этом направлении, но только сейчас интерес к интерактивной работе с данными становится массовым.



CNews: А каков спрос на аналитику в режиме реального времени?



Ольга Горчинская:
Если спрос на интерактивную аналитику – это массовое явление, то потребность в аналитике реального времени связана, как правило, со специализированными задачами. И это не является проявлением недостаточной зрелости заказчиков. Во многих организациях сами бизнес-процессы ограничивают использование данных реального времени. Пока не завершились дневные транзакции, нет смысла подводить итоги, а, чтобы представить состояние бизнеса в виде ключевых индикаторов, необходимо предварительно провести целый ряд согласований и дополнительных расчетов.



Тем не менее, есть задачи и проблемы, требующие реализации аналитических систем реального времени. Обычно в этом случае речь идет о задачах мониторинга быстро меняющихся ситуаций, отслеживании текущего состояния операционных бизнес-процессов. С технологической точки зрения рынок готов к решению таких задач. Существует целое направление - Business Activity Monitoring, объединяющее методы, технологии и продукты для решения таких задач. Работа в режиме реального времени означает постоянное обновление данных на экранах пользователей, и это накладывает определенные требования и к средствам бизнес-анализа, и к процессам работы с данными. Для обработки данных требуются большие вычислительные ресурсы, способные быстро превратить данные транзакционного уровня в значимые для бизнеса показатели. Таким образом, аналитика реального времени – это отдельное направление в области бизнес-анализа, оно востребовано для решения определенных задач и предполагает различные способы реализации. Так, растет рынок программного обеспечения для обработки сложных событий (Complex event processing), появляются новые интересные решения для анализа контента вэб-сайтов и пр. Все это – аналитика реального времени. По мнению Gartner, к 2016 году большинство успешных компаний будет использовать аналитику реального времени для управления бизнес-процессами.



CNews: Как меняются требования к производительности?



Ольга Горчинская:
Требования к производительности почти всегда растут по мере проникновения технологии в жизнь. Современная BI-система в определенном смысле представляет собой проводник между пользователем и базами данных. Она получает запрос и выполняет его в базе данных. Это означает, что производительность решения очень часто определяется работой СУБД. Поэтому для повышения производительности используются более эффективные базы данных, ориентированные на экстремальную производительность аналитических запросов, такие, как, например, программно-аппаратный комплекс Oracle Exadata Database Machine.



В последние годы активно развивается направление in-memory analytics. Решений здесь много, но общая идея одна – максимально использовать возможности оперативной памяти при исполнении запросов, что позволяет в разы увеличить скорость обработки данных. В рамках этого подхода поставщики предлагают различные технологические решения, но они часто требуют соответствующей инфраструктуры. Так, корпорация Oracle выпустила оптимизированный программно-аппаратный комплекс для решения аналитических задач высокого уровня сложности – Exalytics In-Memory Machine. В нем предусмотрены различные методы использования оперативной памяти. В оперативной памяти можно сохранять результаты выполненных запросов, загружать в нее куб OLAP-сервера, с помощью специальных утилит автоматически определять "горячие" данные и загружать их в специальную базу данных, работающую в оперативной памяти. В целом in-memory аналитика – это очень перспективное направление для повышения эффективности и производительности работы с данными, интерес к которому быстро растет.



CNews: Какой проект прошедшего года в сфере аналитики вы назвали бы самым интересным?



Ольга Горчинская:
У нас был очень интересный проект в "РосЕвроБанке" на платформе Oracle BI. Заказчик проявил огромную заинтересованность в результатах проекта и оказывал все возможное содействие в ходе работ. В банке большой штат специалистов, которые серьезно занимаются анализом данных, поэтому и требования к функциональности BI системы были серьезными. Кроме этого, внедрялась не просто инструментальная BI-среда, а комплексное решение, в котором система, построенная на базе Oracle Business Intelligence, должна быть на глубоком уровне интегрирована с OLAP-сервером Oracle Hyperion Essbase.



CNews: Как вы оцениваете перспективы решений класса Big Data?



Ольга Горчинская:
С точки зрения анализа основная идея Больших данных заключается в том, чтобы использовать при принятии решений всю окружающую нас информацию. Этот подход можно развивать в разных направлениях и использовать для разных задач – анализа данных социальных сетей для более качественной оценки кредитоспособности клиентов, определения перспективности развития тех или иных продуктов на основе анализа отзывов по ним в интернет-источниках, отслеживание предпочтений пользователей для продвижения новых товаров и услуг и многого другого. Такие задачи интересны для бизнеса, что подтверждается появлением спроса на технологии Больших данных со стороны заказчиков. Спрос пока очень небольшой, но ведь и технологии новые, не совсем освоенные. Это направление очень перспективное. Через некоторое время, когда у нас будут не только технологии, но и примеры успешных практических внедрений, сформируется и массовый спрос на решения в области Больших данных.



Основная идея Big Data заключается не в том, что данных очень много, а в том, что с технологической точки зрения это анализ данных нового типа, которые быстро меняются, не характеризуясь при этом ни надежностью, ни качеством. Big Data в ИТ – это кардинальная смена парадигмы, когда ни качество, ни надежность данных значения не имеют, важны лишь технологии их обработки. Открывающиеся здесь перспективы по-истине колоссальны.



CNews: Что думают CIO
о возможностях решений Big Data?



Ольга Горчинская:
Об этом невозможно не думать – проходят многочисленные конференции, Интернет и пресса полны статей, обзоров, аналитических материалов о Больших данных. Вряд ли можно найти руководителя в области ИТ, который бы не слышал о феномене Big Data. До недавнего времени основную активность проявляли вендоры и интеграторы. Что касается потенциальных заказчиков, то в целом они все это время сохраняли спокойствие, больших инвестиций особо не было, не считая Барака Обаму, который учредил исследовательскую программу развития этого направления с бюджетом в $200 млн.



Сейчас начинает проявляться интерес и со стороны заказчиков, как коммерческих компаний, так и госсектора. Инициаторами этого часто и являются CIO. Яркий пример – известный проект по использованию Больших данных в банке "Тинькофф Кредитные Системы", о котором интересно и содержательно рассказывают на мероприятиях CIO и вице-президент этой компании. Возможности технологий Больших данных можно использовать как при решении уже известных задач, так и постановке новых. Важно, что они позволяют существенно повышать производительность системы без изменения ее функциональности.



CNews: Планирует ли ФОРС развивать экспертизу Big
Data?



Ольга Горчинская:
Да, в ноябре прошлого года мы создали специальное исследовательское подразделение, чтобы освоить новые технологии, накопить экспертизу и определить области их возможного использования. К задачам этого департамента относятся подготовка специалистов в области Больших данных, проведение исследовательских проектов на основе программно-аппаратных платформ Oracle, подготовка демонстрационных и экспериментальных стендов с примерами индустриальных решений, использующих эти технологии.



Одно из самых популярных прикладных направлений в области Больших данных связано с автоматическим анализом текстовых документов. Мы осваиваем технологии работы с русскоязычными текстами, кооперируемся с компаниями-профессионалами в этой области, интегрируем их продукты в наше решение. Сейчас выполняется ряд экспериментальных проектов, проводится тестирование аналитических приложений заказчиков на инновационной платформе Oracle Exalytics In-Memory Machine.



Цель подразделения не только в том, чтобы развивать внутреннюю экспертизу в области Больших данных, но и продвигать идеи, концепции и технологии, формировать спрос на соответствующие проекты. Мы активно участвуем в публичных мероприятиях по Большим данным, проводим консультации, организуем семинары как для заказчиков, так и для партнеров.



CNews
: Ожидаете ли вы кардинальных изменений в сфере бизнес-аналитики в долгосрочной перспективе?



Ольга Горчинская:
Изменения в этой области, конечно, будут. Прежде всего, существенно повысится уровень проникновения систем бизнес-анализа в российские компании. Более полно будут использоваться существующие аналитические технологии и инструменты, а зарождающийся интерес к предиктивной аналитике приведет к широкому практическому внедрению статистических и математических методов. Если говорить о развитии новых технологий и продуктов, то здесь можно ожидать специализацию и "индустриализацию" решений – рост спроса на BI-приложения, преднастроенные для различных индустриальных областей. И наконец, несомненно, будет проявляться влияние Больших данных на классический BI. Сейчас уже существует отдельная область знаний – Data Discovery, где, в отличие от классических BI-инструментов, преобладают поисковые функции. В дальнейшем возможна интеграция традиционных средств бизнес-анализа с инструментами исследования данных и появление в результате нового класса BI-решений.