Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Зачем Альфа-банк организовал крупнейший в России фестиваль EDM и технологий

Второй год подряд на Alfa Future People (AFP) – фестивале, организованном Альфа-банком, – помимо музыки сотни диджеев демонстрируются передовые разработки пользовательской электроники и виртуальной реальности, последние модели электромобилей и моноколеса. Один из главных акцентов сделан на привлечение новых клиентов, увлеченных технологиями бесконтактных платежей.

Зачем банку фестиваль

Альфа-банк позиционирует себя как самый технологичный банк в России и его маркетологи долго выбирали тему мероприятия, которая бы лучше всего отражала эту идею. По результатам маркетинговых исследований выяснилось, что кроме ультрасовременных гаджетов людям из целевой аудитории банка нравится электронная музыка (Electronic Dance Music, EDM). Многие потенциальные клиенты Альфа-банка ездят на подобные фестивали в другие страны, например, на TomorrowLand или Ultra. В итоге гаджеты и электронная музыка были признаны идеальным универсальным миксом для запуска фестиваля в России.

Инициатором проекта выступил председатель наблюдательного совета консорциума «Альфа-групп» Михаил Фридман, который в этом году лично посетил мероприятие и осмотрел зону технологий. «На фестивале главное – комфорт, новые технологии, активная жизненная позиция гостей. В этом смысле для Альфа-банка AFP – вполне профильная деятельность, – говорит Фридман. – У России сейчас много политических сложностей с внешним миром, но в музыке и технологиях лучше этого не допускать. Люди должны чувствовать, что они и в России могут увидеть самые последние крутые штуки. Стык между технологиями, спортом и современной музыкой – это стратегически абсолютно верное позиционирование для Альфа-банка. Мы самый крупный частный банк в стране, для нас важно ориентироваться на более молодую, свободную, более профессиональную, технологически более взыскательную аудиторию. Те, кто сюда приезжает – это ровно те люди, которые нам нужны. Нормальные люди с нормальными лицами».

Глава «Альфа-групп» Михаил Фридман (справа) и Виктор Шкипин, директор по маркетингу «Альфа-банка»

В самом банке признают, что AFP начинался как имиджевая акция, но сегодня организаторы рассчитывают, что фестиваль станет полноценным бизнесом. «Согласно финмодели, мы должны полностью выйти в хороший плюс в течение пяти лет», – рассказала CNews Анастасия Ярыныч, руководившая подготовкой технологической зоны AFP. Поле в поселке Большое Козино под Нижним Новгородом, на котором второй год проводится фестиваль, арендовано банком на 10 лет.

Главная сцена AFP 2015

AFP при поддержке MasterCard вновь был территорией без наличных, и для его участников стала привычной бесконтактная технология платежей. Каждый участник фестиваля получал специальный браслет с бесконтактной картой Альфа-банка MasterCard PayPass, служивший одновременно пропуском. На первом AFP их было выдано 30 тыс. штук. В этом году были подготовлены 50 тыс., из которых оказались востребованы 40 тыс. Для расчетов на фестивале можно было использовать любую карту, но многие предпочитали класть деньги «на браслет» (не более i15 тыс.) через специальные банкоматы, установленные тут же. По данным организаторов, деньги на карту браслета загружали 10 000 раз в день.

Диджейский пульт главной сцены

В прошлом году браслеты работали лишь три дня и только на территории фестиваля, так как тогда в остальной России такой технологии расчетов еще не существовало в принципе. Браслеты, выданные на Alfa Future People 2015, работают несколько лет и могут быть использованы повсюду. Как и часы с чипом бесконтактных платежей, которые можно было приобрести здесь же за i5 тыс.

В Альфа-банке не рассказывают, сколько новых счетов они открывают по итогам фестиваля. Известно лишь, что MasterCard остался доволен результатами AFP 2014 и в этом году заметно увеличил спонсорский бюджет.

Что интересное показали

В прошлом году из-за недостатка времени на подготовку организаторы были вынуждены ограничиться лишь небольшим числом аттракционов. На сборку AFP 2015 ушел целый год, появилось больше интересных разработок и партнеров. Площадь зоны технологий фестиваля выросла в пять раз. Благодаря этому на ее объектах одновременно находились до 5 тыс. человек. Они знакомились с новейшими автомобилями (хиты фестиваля – BMW i8 и обновленная Tesla), изучали работу 3D-принтеров, путешествовали в виртуальной реальности и слушали лекции. Организаторы стремятся сделать площадку презентационной, насыщенной премьерными показами новых технологий. Первым таким случаем на Alfa Future People стал европейский запуск новой модели камеры GoPro.

Зона технологий на AFP 2015 увеличилась в 5 раз. Использовать бластеры было запрещено

Множество стендов были посвящены технологиям 3D-печати, электронным браслетам и часам. Среди самых невероятных гаджетов мы заметили обруч для тренировки в медитации; умный баскетбольный мяч, начиненный сенсорами; маску для контролируемых сновидений и первое действительно удобное моноколесо.

Маска для перехода к контролируемым сновидениям

Одним из наиболее заметных устройств стал российский симулятор виртуальной реальности «Звездный клинок». Разработкой занимается тверская Total Interactive Technologies. В течение 12 лет компания производит 5D-кинотеатры, которые получили широкое распространение по всей России. Расширением линейки стали аттракционы Total Cube и «Бездна».

Комплекс виртуальной реальности «Звездный клинок» как серийная разработка был представлен недавно и пока не имеет аналогов в мире. В его состав входят запатентованная россиянами динамическая платформа, совмещенная с высокочастотным шлемом виртуальной реальности. Разрешение экрана в шлеме 2048х1536, что выше, чем у иностранных конкурентов. На AFP желающим предлагалась игра «Битва за Луну» в четырех эпизодах с возможностью выбора разных уровней, игры по сети или одному. Головокружения и тошнота отсутствуют.

«Звездный клинок»

Управление комплексом происходит посредством любого устройства, оснащенного Wi-Fi, будь то телефон или планшет. В зале одна девушка-оператор может легко управлять тремя комплексами. В отличие от других решений компании, купить «Звездный клинок» прямо сейчас пока нельзя. Цена тоже не определена. Как рассказал CNews представитель компании Александр Тарасов, несколько комплексов были проданы заказчикам в США и в Турции. Два аппарата представлены в Москве в павильоне робототехники на ВДНХ. Ближайшей зимой Total Interactive Technologies планируют открыть в столице собственную зону виртуальной реальности, на которой будут представлены все разработки компании.

Схожие развлекательные задачи решает представленный на Alfa Future People отечественный симулятор дельтаплана. Закрепленному на ремнях игроку демонстрируется каньон, в котором он «летит между скал». Основное преимущество комплекса – ощущение полета. Система создана несколькими коллективами. Ядро решения – российский шлем TotalVision, оснащенный стеклянными линзами. Поверхность, соприкасающаяся с лицом, покрыта медицинским силиконом. Разрешение экрана в полтора раза выше, чем у Oculus Rift 2 – самого популярного на сегодня шлема виртуальной реальности. Остальное оборудование и софт разработано лабораторией Математического обеспечения имитационных динамических систем МГУ под руководством Владимира Александрова.

Отечественный симулятор дельтаплана

«Мы занимаемся работой с центром подготовки космонавтов, научными проектами, решением проблемы укачивания, – рассказал CNews Виктор Чертополохов, заместитель руководителя молодежного коллектива лаборатории. – Работаем на стыке математики и физиологии. Для космической отрасли создаем алгоритмы имитации физиологической невесомости. Наши алгоритмы используются при имитации спуска с орбиты. Нам предложили использовать наши технологии в области виртуальной реальности для массового рынка. С февраля этого года мы начали этим заниматься».

В лаборатории были созданы контролеры для управления вентилятором, который дует в лицо игрока на «дельтоплане». Разработан трекер определения положения головы и тела человека, который может работать на ярком солнце в отличие от аналога, используемого в Oculus Rift. Простая конструкция выдерживает 150 кг веса.

Но, пожалуй, наиболее полно концепции фестиваля «музыка + технологии» соответствовала система #MillerDanceLab, представленная в зоне Miller. Центр активации – драм-машина размером с танцпол, установленная прямо на сцене, где каждая панель при нажатии издает собственный звук. При помощи этой уникальной технологии любой желающий мог попробовать микшировать музыку всем телом – в танце под сет одного из диджеев.

Показательное выступление уличных танцовщиков на #MillerDanceLab

Профессиональные танцовщики каждый день фестиваля проводили мастер-классы, раскрывающие все возможности невероятной драм-машины.

Максим Казак