ИТ-бюджет Сбербанка вырос в 2,5 раза

Интеграция ИТ в банках
мобильная версия
, Текст: Александр Левашов
Крупнейший банк России отчитался об ИТ-затратах и основных ИТ-проектах 2012 года.

Общие затраты Сбербанка на информатизацию в 2012 г. составили 66,8 млрд руб., а в 1 квартале 2013 г. – 5,6 млрд руб., сказано в его квартальной отчетности.

Для сравнения, в 2011 г. аналогичные затраты банка составляли 26,8 млрд руб. Таким образом, в 2012 г. ИТ-бюджет вырос по сравнению с 2011 г. почти в 2,5 раза.

Интересно, что на 4-й квартал пришлось более половины годовых ИТ-затрат. Ранее банк сообщал, что за 9 месяцев 2012 г. на информатизацию было потрачено 31,2 млрд руб. Т.е. в октябре-декабре 2012 г. затраты на эти цели составили 35,6 млрд руб.

Собеседник CNews, знакомый с деятельностью Сбербанка, объясняет столь стремительный рост ИТ-бюджета тем, что в 2011 г. была возможность переноса части запланированных расходов на 2012 г., а в 2012 возможности перенести деньги на следующий год не было.

К основным ИТ-проектам, реализованным в Сбербанке в 2012 г., в отчете причисляются новые версии мобильных банковских приложений для владельцев устройств Apple iPhone и iPad и смартфонов на платформе Android.

«Новая функциональность приложений включает перевод средств между счетами клиента, платежи по шаблонам, переводы клиентам Сбербанка по номеру карты и номеру телефона и т.д.», - отмечается в документе.

Кроме того, банк включил в систему интернет-банкинга новую услугу - персональное финансовое планирование, позволяющую повысить лояльность клиентов и увеличить продажи банковских продуктов.

В прошедший период Сбербанк интегрировал свои каналы дистанционного обслуживания с системой «Аэрофлота», «что позволило предоставить клиентам банка удобный сервис по приобретению авиабилетов».

Для увеличения доли Сбербанка на рынке услуг, предоставляемых на комиссионной основе, была внедрена новая услуга – перевод денежных средств через информационно-платежные терминалы Сбербанка для погашения кредитов, полученных в других банках.

Одним из способов усиления безопасности удаленных каналов стало внедрение новой самообучающейся системы фрод-мониторинга, контролирующей финансовые операции и авторизации в режиме реального времени.

Также в 2012 г. был запущен продукт E-invoicing – услуга безбумажного юридически значимого электронного документооборота, включающая сдачу отчетности в госорганы. Данная услуга интегрирована в платформу интернет-банкинга для корпоративных клиентов.

Еще одним новым продуктом банка стал СМС-эквайринг. Это система платежей, которая позволяет продавцам получать оплату за свои услуги через СМС-сообщения без предъявления клиентом банковской карты. «Данный сервис особенно востребован компаниями малого бизнеса, так как не требует приобретения терминального оборудования», - считают в Сбербанке.

Расходы «Сбербанка», направленные на развитие информационных технологий

Период 2009 2010 2011 2012
ИТ-затраты, млн руб. 22 700 25 900 26 800 66 800

Источник: «Сбербанк России», CNews Analytics

Централизованная закупка компонентов ИТ-инфраструктуры значительно сократила расходы банка, говорится в отчете: «В территориальных банках на 36% сокращены расходы на услуги операторов международной и междугородней связи и на 50% снижена стоимость закупки персональных компьютеров в регионах».

Центр обработки данных (МегаЦОД) Сбербанка получил сертификацию международной организации The Uptime Institute по уровню надежности Tier III, означающую высокие показатели отказоустойчивости инженерной инфраструктуры (коэффициент отказоустойчивости 99,98%).

Напомним, что в начале 2013 г. в Сбербанке сменился куратор ИТ-блока. Вместо Виктора Орловского им стал руководитель блока «Риски» Вадим Кулик. При этом Орловский не покинул банк, а сохранил пост старшего вице-президента и, как говорил президент банка Герман Греф, должен был «сосредоточиться на инновациях».