Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Интернет-банкинг в России переходит в стадию качественного развития

Результаты ежегодного исследования рынка систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО), проведенного CNews Analytics в 2014 г., свидетельствуют о стабилизации ситуации на рынке ДБО – уровень проникновения ДБО и доли основных игроков почти не меняются. При этом очевиден качественный рост дистанционного банковского обслуживания и для юридических, и для физических лиц.

Исследовательская группа CNews Analytics подвела итоги ежегодного исследования российского рынка систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Исследование проводилось среди 50 и 100 крупнейших банков по активам (Топ 50 и Топ 100) по данным ЦБ РФ на 1 января 2014 г. Основными методами сбора информации в ходе исследования являлись интервьюирование представителей крупнейших банков и кабинетное исследование (desk research).

ДБО для юридических лиц

По результатам исследования 96% банков Топ 50 и 95% банков Топ 100 используют системы дистанционного банковского обслуживания юридических лиц.

Наиболее распространенными являются системы типа «интернет-банк» и «банк-клиент»: среди банков Топ 50 они внедрены в 92% и 88% банков соответственно, в банках Топ 100 – в 90% и 76% банков. Систему централизованного управления корпоративными финансами холдингов предлагают юридическим лицам 46% банков Топ 50 и 31% банков Топ 100. Система «мобильный банк» для юридических лиц только начинает завоевывать рынок ДБО и в настоящий момент доступна корпоративным клиентам 9 банков сегмента Топ 50.

По доле рынка систем ДБО юридических лиц среди банков Топ 50 первое место принадлежит компании BSS – 64% установленных приложений. На втором месте компания «Бифит» с общей долей 13,7%. Третье место занимают системы собственной разработки – 8,6%.

Также осталась неизменной тройка лидеров на рынке основных поставщиков ДБО в сегменте банков Топ 100. По показателю доля разработчика на рынке лидерство по-прежнему принадлежит компании BSS, которая занимает 57,7% рынка, в том числе по системе «банк-клиент» – 63,4%, «интернет-банк» – 53,8%, по системе централизованного управления корпоративными финансами холдингов – 54,8%. На второй позиции находится компания «Бифит» (15,2%). На третьей – системы собственной разработки (11%).

В 2014 году ситуация на рынке ДБО юридических лиц стабилизировалась. Доли основных его игроков на протяжении последних 2 лет меняются незначительно. Можно предположить, что основным трендом развития российского рынка ДБО в ближайшие годы станет не его передел, а расширение функциональности уже внедренных решений и предоставление заказчикам дополнительных сервисов.

ДБО для физических лиц

Из обследованных банков Топ 100 87% используют системы дистанционного банковского обслуживания физических лиц. Наиболее популярна система типа «интернет-банк», которую используют 86% банков. Систему «мобильный банк» используют 63% банков Топ 100.

Лидером рынка систем дистанционного обслуживания физических лиц в сегменте Топ 100 является компания BSS, которой принадлежит 32,9% установленных приложений, в том числе по системе «интернет-банк» – 32,6%, «мобильный банк» – 33,3%. Несколько снизилась доля собственных разработок банков, которая составляет 22,1% против 24,1% в 2013 году и занимает второе место. Третье место принадлежит компании Compass Plus (6%).

Развитие мобильных решений ДБО

Одной из тенденций развития рынка ДБО в 2014 году стал рост числа мобильных приложений для разных мобильных платформ, а также появление мобильных решений для юридических лиц.

По результатам исследования наиболее популярными платформами для разработки системы «мобильный банк» в банках Топ 100 являются iOS и Android – они стали основой для создания 83,6% подобных приложений. 32,8% клиентов могут воспользоваться Java-приложением, а 29,5% – скачать приложение на Windows Phone.

Также, учитывая актуальность темы, был задан вопрос об используемых каналах для уведомления клиентов. Для информирования клиентов об операциях банки сегмента Топ 100 используют SMS-сервисы (92%), электронную почту (34,5%), а также другие возможности, такие как личный кабинет, push-сервисы, телефон-банк, онлайн-выписки (19,5%).

Реализация дополнительных сервисов в системах ДБО для юридических и физических лиц

Другой тенденцией стало развитие дополнительных сервисов в системах ДБО. За год более чем в 2 раза выросло предложение дополнительных сервисов для юридических лиц. Также довольно быстро растет и расширяется предложение дополнительных сервисов в рамках ДБО для физических лиц.

Исследование показало, что в 81% банков Топ 100 реализованы дополнительные сервисы для пользователей систем ДБО.

Корпоративные клиенты могут вести электронный документооборот с использованием электронной подписи (56,8%), получить доступ к государственным и муниципальным услугам (сервисы ГИС ГМП, информация и оплата налогов, задолженностей и штрафов) (32,1%), сдавать отчеты в ФНС России, ПФР, Росстат (13,6%), использовать электронную бухгалтерию (9,9%).

Физическим лицам в 92,6% случаев банки предоставляют возможность осуществления коммерческих платежей (связь, ЖКХ, товары и услуги), в 48,1% – получения доступа к государственным и муниципальным услугам (сервисы ГИС ГМП, информация и оплата налогов, задолженностей и штрафов), в 17,3% – использования системы управления личными финансами, а в 13,6% – оплаты счетов, выставленных в системе ДБО (e-Invoicing).

Борьба с мошенничеством в ДБО

Впервые в рамках исследования была затронута тема борьбы с мошенничеством при удаленном обслуживании клиентов.

В итоге 72% опрошенных в ходе исследования российских банков сегмента Топ 100 заявили, что используют в целях противодействия мошенничеству Antifraud-системы. В 54,2% случаев банки используют Antifraud-системы собственной разработки, в 61,1% установлены промышленные решения, в 44,4% – решения в рамках АБС.

Наиболее популярными промышленными системами противодействия мошенничеству являются решения компании BSS – они внедрены в 25% банков Топ 100, использующих подобные системы. На втором месте решения компании RSA (10,2%), на третьем – компании «Бифит» (9,1%). Необходимо отметить, что 43,2% используемых промышленных Antifraud-систем остались неизвестны, так как банки отказались назвать их разработчика.

По результатам исследования можно сказать, что уровень проникновения систем ДБО остался прежним, но при этом значительно расширились возможности систем ДБО для юридических и физических лиц. Практически не изменились и позиции ключевых игроков. Компания BSS уверенно сохраняет лидерство на рынке разработки и внедрения систем ДБО для юридических и физических лиц, оставаясь на первом месте во всех продуктовых сегментах ДБО.