Разделы

Цифровизация ИТ в банках

26% держателей карт в России сталкивались с мошенничеством

Четверть российских кардхолдеров имела дело с попытками мошенничества. 32% жертв злоумышленников не предпринимали никаких действий для того, чтобы решить эту проблему.

26% владельцев пластиковых карт в России сталкивались с проблемой мошенничества. К такому выводу пришли авторы нового исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). По данным агентства, всего в России картами пользуется 72% пользователей банковских услуг. Треть респондентов используют ее лишь для снятия наличных.

Авторы доклада НАФИ также выяснили, как клиенты банков реагируют, столкнувшись со случаями мошенничества по картам. 86% респондентов пытаются разрешить проблему, обращаясь непосредственно в банк-эмитент карты. На помощь в таком случае могут рассчитывать около 75% жертв мошенников. 25% респондентов доверяют решение проблемы правоохранительным органам: здесь преуспел каждый 10-ый респондент. 32% опрошенных не предпринимали никаких действий для борьбы с мошенниками, а 19% предпочитали сменить банк или избегали пользоваться картой.

В исследовании говорится, что «чаще всего держатели карт сталкиваются с так называемой «социальной инженерией», то есть игрой мошенников на психологии и доверии. К этому относится, например, рассылка SMS, якобы от ЦБ, о том, что карта пользователя заблокирована, и для решения проблемы нужно выслать ПИН-код от нее либо перезвонить по указанному номеру».

По объему мошенничеству в России дела обстоят лучше, чем в США: там с посягательствами злоумышленников сталкиваются 44% держателей карт. Образцом по этому показателю считается Швеция, где число жертв мошенников не превышает 12% от общего количества кардхолдеров.

«Банки на сегодняшний момент делают много для повышения защищенности, безопасности как самих карт так карточных операций. Это выпуск чиповых карт для «наземной коммерции», использование технологий дополнительной аутентификации в интернет-коммерции 3D Secure и так далее», – поясняет Алексей Голенищев, глава Дирекции мониторинга электронного бизнеса, Альфа-Банк.

«Основная задача банков сегодня – донести как можно большему количеству клиентов информацию о правилах безопасного использования карт. Потому что, к сожалению, основной причиной результативных попыток мошенничества является именно человеческий фактор, – сетует Антон Гольцман, пресс-секретарь, «Связного банка». – Пока есть клиенты, пренебрегающие правилами безопасного использования банковских услуг, будет существовать и мошенничество с картами».

Евгений Смирнов