Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет E-commerce Цифровизация ИТ в банках

Клиенты «Сбербанка» получат приглашения в «Яндекс.Деньги»

Продав 75% «Яндекс.Денег» «Сбербанку», российский поисковик получит доступ к более чем 100 млн его клиентов. В банке считают популяризацию электронных платежей приоритетной задачей.

О приобретении «Сбербанком» за $60 млн 75% доли минус 1 рубль в ООО, владеющим платежной системой «Яндекс.Деньги», стало известно 19 декабря 2012 г.

Говоря о перспективах сделки, глава «Сбербанка» Герман Греф заявил о сохранении бренда «Яндекс.Денег», существующей команды платежного сервиса, и об отказе от принудительной миграции клиентуры из платежной системы «Яндекса» в банк.

Напротив, по словам Грефа, речь идет о присоединении клиентской базы «Сбербанка» к клиентам «Яндекс.Денег».

На сегодняшний день в платежной системе «Яндекс.Деньги» заведено около 12 млн счетов. Число активных пользователей онлайн-сервисов «Сбербанка» - 6 млн, мобильных сервисов - 9 млн, сообщил вице-президент банка Денис Бугров.

Комментируя принципиальное решение о продаже платежного сервиса стратегическому партнеру, глава «Яндекса» Аркадий Волож сказал, что его компании «удалось почти все вычерпать в интернете (на рынке платежей - CNews), и теперь пришло время интернету идти в реальную жизнь».

Денис Бугров сообщил CNews, что нынешняя главная задача - это популяризация электронных платежей среди клиентов банка. Причем одной из главных тем популяризации станут платежи между частными лицами и платежи по ЖКХ.

По словам Дениса Бугрова, все клиенты «Сбербанка» получат приглашения в «Яндекс.Деньги». Интеграция «Яндекс.Денег» и «Сбербанка» пройдет на уровне пользовательских сервисов, пояснил он, причем первые совместные продукты появятся уже в начале 2013 г.


Герман Греф (слева) и Аркадий Волож (справа) делают объявление о покупке Сбербанком «Яндекс.Денег» (в центре глава сервиса Евгения Завалишина)

Число розничных клиентов «Сбербанка» превышает 106 млн человек при общей численности населения России в 143 млн человек. Корпоративными клиентами «Сбербанка» являются 1,5 млн организаций при общей численности российских компаний 4,3 млн.

Глава Qiwi Борис Ким находит условия сделки справедливыми: «Основываясь на публикуемых данных выручки «Яндекс.Денег» (383 млн руб. в 2012 г.) и темпах роста (примерно 40% в год), а также учитывая, что компанию приобретал «Сбербанк», можно сказать, что уплаченная цена справедлива».

Он полагает, что приобретение «Сбербанком» «Яндекс.Денег» в целом благотворно скажется на рынке электронных платежей в России: «Конечно, оно обострит конкуренцию, однако, нужно понимать, что сейчас главный и общий конкурент электронных платежей вовсе не «Сбербанк» и не другие сильные игроки, а наличные деньги».

Доля безналичных платежей в России составляет всего 10%, говорит Ким, и всем игрокам рынка предстоит приложить усилия и в отношении продавцов, и в отношении покупателей, чтобы склонить их на сторону безналичных платежей, чтобы сделать переход к безналичным платежам от наличности максимально комфортным.

О характере новых продуктов, которые появятся в результате сотрудничества «Сбербанка» и «Яндекса», Денис Бугров и гендиректор «Яндекс.Денег» Евгения Завалишина говорить отказались, однако Завалишина заверила CNews, что их реализация не помешает работе над прежними проектами «Яндекс.Денег». В частности, реализуемый совместно с банком ТКС выпуск пластиковых карт продолжится.

Директор по развитию «СКБ Контур» Петр Диденко замечает, что для любой другой компании интеграция со «Сбербанком» потребовала бы выполнения «нечеловеческих требований к безопасности», однако, надо учитывать, что «Яндекс.Деньги» сами по себе являются финансовой организацией, и «они давно к такому привычны». По словам эксперта, у «Яндекс.Денег» есть колоссальный опыт, который позволит относительно легко работать со «Сбербанком».

Главная интрига в том, что «Яндекс.Деньги» так и не признались о характере новых продуктов, замечает Диденко, так что очень трудно гадать, что обеим организациям придется делать вместе.

Отметим, что со времени основания в 2002 г. «Яндекс.Деньги» превратились в одну из крупнейших платежных систем Рунета: по данным TNS, в марте 2012 г. ее использовали 15% населения крупных городов России для оплаты покупок или услуг, тогда как на два других крупнейших платежных сервиса - «Qiwi кошелек» и Webmoney - пришлось по 10% аудитории.

Фондовому рынку понравилась идея «Яндекса» привлечь партнера для развития относительно непрофильных «Яндекс.Денег». После новости о сделке бумаги «Яндекса» на NASDAQ закрылись с ценой $22,01, что на 1,99% лучше, чем накануне.

Владислав Мещеряков