Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Цифровизация ИТ в банках Маркет

ИТ-корпорация "Сбербанка" рассекречена

Глава «Сбербанк-Технологий» Денис Калинин в беседе с CNews впервые подробно рассказал о структуре недавно созданной компании, ее задачах и планах на ближайшее будущее.

Зачем понадобилась отдельная компания

Около года назад, весной 2011, «Сбербанк» принял на работу Дениса Калинина. В 90-х он работал системным администратором в РБК, в середине «нулевых» возглавил «Рамблер», а последние несколько лет руководил сервис-провайдером IBS DataFort. Крупнейший российский банк пригласил Калинина создавать новую ИТ-компанию.

«Сбербанк» быстро растет и меняется. Сейчас в банке одновременно реализуется 300 ИТ-проектов, - говорит Денис Калинин. - При этом до ноября 2011 г. в департаменте развития ИТ-систем «Сбербанка», который курировал эти проекты, работало всего около 400 человек».

Половина команды развития вела разработку собственного ПО. Другая половина взаимодействовала с внутренними заказчиками и внешними подрядчиками по проектам внедрения имеющихся на рынке систем.

«В масштабах «Сбербанка» 400 человек - это очень мало», - уверен Калинин. Для сравнения он приводит в пример «крупный мировой банк», по ряду параметров двукратно уступающий масштабам «Сбербанка»: «Развитием ИТ-систем в нем занимаются более 3000 человек».

Необходимость создания отдельной компании, которая возьмет на себя функции разработки и внедрения ПО, Калинин объясняет так: «Будучи департаментом внутри «Сбербанка» команда развития ИТ подчинялась всем внутренним процессам банка. Это единая система мотивации, найма, увольнения персонала и т.д. В то же время, для более эффективной работы ИТ-специалистов нужны совсем другие правила и корпоративная культура».

Что представляет собой компания сегодня

Как самостоятельная компания «Сбербанк-Технологии» (или просто «Сбертех») была зарегистрирована в ноябре 2011 г. С тех пор открылся и набор новых сотрудников. Сейчас, по словам Дениса Калинина, в компании работает уже почти 800 человек.

За 2012 г. Денис Калинин намерен сделать Сбертех прибыльной компанией
За 2012 г. Денис Калинин намерен сделать "Сбертех" прибыльной компанией

В составе «Сбербанк-Технологий» три производственных департамента и два поддерживающих.

Департамент клиентских отношений, которым руководит Игорь Мушаков (перешел из «Сбербанка»), выстраивает отношения с бизнес-заказчиками, рассказывает Калинин: «Это коммерческий департамент. Он отвечает за старт проектов и контроль за ними, а также накапливает компетенции по банковским продуктам».

Департамент экспертизы и практик аккумулирует все центры ИТ-компетенций: «В нем работают люди, которые знают как рыночные платформы, например, SAP и Oracle, так и наши собственные продукты. Они занимаются формированием ИТ-продуктов. Руководит департаментом Мария Архипова (перешла из «Сбербанка»)».

Департамент разработки под руководством Михаила Хасина занимается созданием собственных решений. Ранее Хасин возглавлял российский центр разработок «Дойче Банка».

Операционный департамент отвечает за финансы, HR, бухгалтерию и т.п. Его возглавляет Алексей Денисов (перешел из «Сбербанка»). Департамент стандартов и контроля качества координирует деятельность производственных департаментов и контролирует качество выходящих продуктов. Глава этого департамента - Алексей Морозов - ранее работал в «Альфа-Банке».

Планы на 2012 год

«В 2012 г. мы должны сформироваться как компания и полностью перейти на коммерческие отношения с бизнес-блоками банка, - говорит Денис Калинин. - Нас оценивают как подрядчика – по выполненной работе».

По итогам 2012 г. «Сбертех» должен показать прибыль, а «Сбербанк» - зафиксировать экономию от создания отдельной компании, добавляет он.

Численность персонала в 2012 г., как планируется, вырастет еще на 50%, таким образом, достигнув 1200 человек. Ежедневно на сервисе HeadHunter можно наблюдать публикацию новых вакансий «Сбертеха». «Зарплаты сотрудников, если и превышают среднерыночные, то не более чем на 15%», - считает Калинин.

Задачи собрать всех специалистов в Москве, по словам гендиректора, не стоит: «Мы создаем центры компетенций в Минске, в Санкт-Петербурге, в Рязани, в Новосибирске».

«Например, в Минске есть два университета, которые готовят людей по SAP и IBM WebSphere. В некоторых городах России у «Сбербанка» уже имеются команды. При этом раньше они работали только на свой территориальной банк, а сейчас в составе «Сбербанк-Технологий» смогут работать на весь «Сбербанк».


В конце 2011 г. "Сбербанк-Технологии" арендовал офис в бизнес-центре Даниловский Порт в Москве

«Я бы хотел, чтобы соотношение между Москвой и другими городами было 50 на 50. В дальнейшем, может быть, доля Москвы снизится еще значительней», - рассчитывает Калинин.

Приобретения

«Мы рассматриваем как органический так и не органический рост, - говорит руководитель «Сбертеха». - Есть планы приобретения небольших компаний в регионах – разработчиков и аналитиков. Нам могут быть интересны команды с готовым продуктом. При этом важно отметить, что мы покупаем не денежные потоки, которые генерирует компания, а именно коллектив».

Кроме того, по словам Калинина, «Сбербанк-Технологии» ведут переговоры и с интеграторами о покупки сложившихся команд у них.

Чего ждать интеграторам

«По некоторым проектам, в которых предусматривается развитие ИТ-систем, подрядчики будут работать со «Сбертехом», - обещает Денис Калинин. - Какие-то вещи мы будем делать сами».

«От тех проектов, которые мы хотим делать самостоятельно, большинство подрядчиков отказались бы сами, - считает он. - Это доработки внедренных продуктов и их сопровождение. За это много не платят». Рентабельность «Сбертеха», на которую рассчитывает Калинин, «будет не высокой - менее 10%».

Доля расходов «Сбербанка», направляемая в «Сбербанк-Технологии», скорее всего, будет увеличиваться, надеется гендиректор. Но, при этом, и общие расходы банка на информатизацию будут расти, поэтому доходы подрядчиков от появления «Сбертеха» значительно не пострадают, рассчитывает он.

В то же время, по словам Калинина, «Сбертех» не является эксклюзивным поставщиком «Сбербанка»: «Мы участвуем в конкурсах по новым проектам наравне с другими. Например, сейчас подались на конкурс по внедрению голосовой аутентификации в альянсе с несколькими интеграторами».

«Подрядчика выбирает заказчик. Он может прийти к нам, а может объявить конкурс. Банк занимает строгую позицию, согласно которой все имеют равные права», - говорит глава «Сбертеха».

«Первоначально интеграторы переживали, - признается он. - Но сейчас все понимают, что «Сбербанк» большой, и работы в нем хватит всем».

Предоставление услуг другим банкам

Ранее в интервью CNews старший вице-президент «Сбербанка» Виктор Орловский говорил, что в дальнейшем «Сбербанк-Технологии» могут начать оказывать ИТ-услуги и другим банкам.

«До 2014 г. мы планируем обслуживать только «Сбербанк», но создавать продукты, которые могут быть востребованы другими банками, - добавляет Денис Калинин. - Если мы докажем, что можем работать и на «Сбербанк», и на внешних заказчиков, то, может быть, начнем работать с другими банками раньше».

Александр Левашов