Разделы

Бизнес Законодательство Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе

Власти заставят работодателей выдавать «удаленщикам» ПК

Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов 18 ноября 2020 г. одобрил поправки представленного ко второму чтению законопроекта об удаленной занятости. Согласно нововведениям, работодатели должны будут обеспечивать сотрудников, работающих удаленно, необходимой техникой и оплачивать командировки.

Новые поправки к закону об удаленной работе

Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов на заседании 18 ноября 2020 г. рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект об удаленной работе с учетом поправок, выработанных рабочей группой, в состав которой вошли депутаты, сенаторы, представители Правительства.

В частности, законопроект вводит норму об обязанности работодателей обеспечивать сотрудников, работающих удаленно, необходимой техникой и оплачивать их командировки. «Если он работает в Калуге, а вызывается на совещание в Москву, это должно засчитываться как командировка. Несмотря на то, что у него отсутствует стационарное рабочее место», — цирирует ТАСС одного из авторов инициативы, депутат Андрей Исаев.

Власти смогут принудительно переводить сотрудников на дистанционную занятость в случае чрезвычайных обстоятельств. При этом перевод на удаленную работу не будет основанием для снижения зарплаты сотрудникам при сохранении объема их работы. Максимальный срок временного перевода на дистанционную работу ограничен: он не должен превышать шесть месяцев.

Кроме того, работники, получающие зарплаты с учетом северного коэффициента, при переводе на дистанционную работу также сохранят все положенные надбавки.

duma2600.jpg
В законопроекте об удаленной работе появились нормы об обязанности работодателей обеспечивать «удаленщиков» необходимой техникой и оплате их командировок

Поправки также корректируют основания для увольнения дистанционных сотрудников. В частности, веской причиной увольнения будет невыход на связь с работодателем более двух рабочих дней подряд без уважительной причины. Как пояснил Исаев, этот пункт заменит такое основание, как прогул, поскольку его невозможно применять к удаленным работникам.

Кроме того, работодателей планируется наделить правом объявлять простой при невозможности перевода своих сотрудников на удаленную занятость.

Всего Комитет поддержал внесение в документ 16 изменений из поступивших в адрес рабочей группы 176 поправок и более 90 обращений от различных профсоюзных организаций, объединений работодателей и экспертов.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на 25 ноября 2020 г., третье — на 26 ноября. Затем, по словам Исаева, 2 декабря 2020 г. закон рассмотрит Совет Федерации. Парламентарий пояснил, что поскольку закон вступает в силу с 1 января 2021 г., работодателям надо дать «определенный временной зазор» для приведения в соответствии с законом локальных нормативных актов.

Подробности закона об «удаленке»

Законопроект о регулировании дистанционной работы был принят Госдумой в первом чтении 21 июля 2020 г. Его авторами выступили, в том числе, лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также сенатор Андрей Клишас, один из соавторов закона о «суверенном Рунете», вступившего в силу в ноябре 2019 г.

В пояснительной записке к документу сказано, что действующее в России трудовое законодательство на фоне пандемии коронавируса продемонстрировало свою неготовность к массовому переводу сотрудников на удаленный режим работы. В качестве примера было приведено отсутствие регулирующих нормативов в плане заключения допсоглашений в электронной форме.

Законопроект ввел три вида «удаленки» — временную, постоянную и комбинированную (который объединяет первые два вида), а также упрощает переход на нее и дает удаленным работникам право не работать в свое свободное время или получать оплату за эти часы как за сверхурочные.

Отдельно в документе предусматривалось право работника, находящегося на постоянной удаленной работе, а также сотрудника, пребывающего в режиме временной дистанционной занятости, быть «офлайн».

Законопроект также предлагал полностью исключить требование о подписании договора об удаленной работе при помощи квалифицированной электронной цифровой подписи и предоставить возможность заключать договор на бумаге. Также предлагалось исключить требование об указании рабочего места как об одном из условий договора, так как рабочее место может находиться везде, где есть интернет.

Ирина Пешкова