Спецпроекты

Исследование ОКБ и Moneyman: клиенты сервисов онлайн-кредитования сильно помолодели

ИТ в банках

Доля молодых клиентов (18-25 лет) сервисов онлайн-кредитования выросла в 2018 г. на 3,5 п.п. до 23,5%, следует из совместного исследования «Объединенного кредитного бюро» (ОКБ) и Moneyman за 2018 г. Это самый высокий результат за пять лет. Доля людей с 26 до 30 лет осталась на том же уровне, что и годом раньше (24,8%). Доля пользователей с 31 до 35 лет снизилась на 1,4 п.п. до 21%. На 1 п. п. увеличилась категория пользователей старше 55 лет (3,6%). Доля людей младше 35 лет составляет более 69% среди всех пользователей. В банках заемщики до 40 лет составляют 49%.

«Самая высокая динамика наблюдается среди пользователей 18-20 лет. При этом доля молодых клиентов растет каждый год. Это связано с проникновением технологий и распространением финансовых услуг среди населения. Отличается и поведение пользователей, так называемое "цифровое поколение" выросло в мире технологий и выбирает ту услугу, которую можно получить дистанционно с помощью смартфона. Такие клиенты делят все услуги на два типа: цифровые и традиционные и делают выбор в пользу первых. Еще одна причина увеличения доли молодых клиентов – это отказ в банковском обслуживании. Банки не торопятся выдавать кредиты без кредитной истории и сокращают выдачу молодым заемщикам. В 2019 г. мы ожидаем новый качественный приток клиентов из-за снижения ставок по займам. По инициативе Центробанка внесены поправки в закон о потребительском кредитовании и о микрофинансовых организациях, которые ограничивают максимальную ставку на уровне 1,5% в день с января, и 1% в день – с июля. Новые ставки сделают продукт более привлекательным для клиентов, в том числе для тех, кто раньше не пользовался онлайн-сервисами», – сказала генеральный директор Moneyman Ирина Хорошко.

В традиционном банковском секторе другая картина. Молодые люди до 30 лет занимают всего 19% от всех новых пользователей, следует из данных за 2018 г. За год эта категория снизилась на 0,3 п.п. Доля возрастной группы 31-50 лет выросла на 2,1 п.п. до 52,3%. Доля клиентов старше 50 лет упала на 1,7 п. п. до 28,8%. В расчете учитывались все беззалоговые кредиты.



Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Стратегия месяца

Уже появляются российские эквиваленты западных решений для банков

Сергей Пегасов

CIO Промсвязьбанка