Разделы

Интернет Веб-сервисы ИТ в банках

С развитием онлайн-обслуживания банки сокращают число своих офисов

Наметившаяся в конце 2014 г. тенденция сокращения крупными банками числа собственных филиалов ускорилась в 2015 г., и в начале 2016 г. банки продолжили планомерное сокращение филиальных сетей. Об этом CNews сообщили в Investpoint. По данным Центробанка, в начале 2014 г. в России количество внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) составляло порядка 43 230, а в начале 2016 г. — уже 36 994.

Сокращение филиальной сети банков вызвано, в первую очередь, кризисом банковского сектора на фоне ослабления рубля, снижения цен на нефть и повышения инфляции, а также снижения покупательской способности населения.

Количество структурных подразделений кредитных организаций демонстрирует нисходящую динамику. При этом сокращение филиальных сетей банками началось активно в самом конце 2014 г. — начале 2015 г., и в нынешнем году, по всей видимости, продолжится.



Количество внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) в территориальном разрезе по состоянию на 01.02.2016 (данные ЦБ)

В докризисный период банки, напротив, стремились нарастить филиальную сеть, открывая дополнительные офисы, операционные офисы и кредитно-кассовые отделения в регионах присутствия. Стратегия экспансии подразумевала расширение сети для максимального охвата населения, и даже кризис 2008 г. не был столь масштабным, чтобы вынудить банки начать планомерное сокращение филиальных сетей. К тому же, банки к тому моменту еще не закончили процесс их расширения — кризис застал их если не в начале этого пути, то далеко не в завершающей стадии, отметили в Investpoint.

«Оптимизация банковского бизнеса — необходимый этап совершенствования банковской системы, этот процесс вполне закономерен и совершенно необходим. Содержание подобных разветвленных структур сегодня сопряжено с большими издержками и существенными рисками», — заявил аналитик-эксперт Investpoint Рамиль Каримов.

В то же время, существует еще один фактор, напрямую влияющий на степень эффективности филиалов банков — это онлайн-банкинг, указали в компании. В период бурного роста банковских сетей онлайн-банкинга еще не существовало в таком виде, в каком он существует сейчас. Таким образом, второй причиной сокращения числа банковских офисов является развитие данного сервиса. Перевести значительную сумму денег, оплатить покупку в интернет-магазине и даже открыть депозит сегодня можно не выходя из дома.

«В свете данного тренда содержать крупную филиальную сеть становится совершенно неэффективно, что подтверждают и данные других стран: банковские сети сократились не только в России, но и США и Европе», — добавил Каримов Рамиль.

По сообщению итальянской группы Unicredit, к 2018 г. она планирует закрытие 800 отделений, а Bank of America с 2012 г. уже сократил свою сеть на более чем 800 отделений. Французский банк Societe Generale обещал к 2020 г. сократить не менее 400 отделений, что, по сообщению Financial Times, нашло позитивный отклик среди инвесторов. По словам аналитика JPMorgan Дельфина Ли, инвесторы приветствуют сокращение затрат и рациональное использование капитала.

Таким образом, по мнению аналитиков, тенденция «захвата» онлайн-банкингом оффлайн-банкинга в 2016 г. только усилится, и взятый тренд на сокращение филиальных сетей при сохраняющейся стагнации российского рынка, скорее всего, сохранится, хотя и не будет столь масштабным. «Сегодня говорить о полном переходе к онлайн-обслуживанию еще рано, но в долгосрочной перспективе этого нельзя исключать», — заключили к Investpoint.

Татьяна Короткова