Зампред правления банка «Санкт-Петербург» об ИТ-стратегии
Для банка «Санкт-Петербург» в декабре завершается не только 2013 год, но и трехлетний этап глобального изменения ИТ-ландшафта. Коренные изменения претерпели основные информационные системы. Павел Филимоненок, заместитель председателя правления банка «Санкт-Петербург», в интервью CNews раскрывает детали масштабных проектов и рассказывает об общей стратегии информатизации банка.CNews: Какие именно изменения вы реализовали в течение трех последних лет?
Павел Филимоненок: Из основных – замена АБС на систему ЦФТ-Банк, внедрение CRM-решения, полный апгрейд каналов ДБО, серьезные изменения и модернизация внутренних информационных систем банка, которые могут быть важны не столько для клиентского обслуживания, сколько для ИТ-ландшафта банка в целом.
В прошедшем году мы завершили проект по созданию нового центра обработки данных – полностью модернизировали ЦОД и разместили наш резервный ЦОД на базе арендованных помещений на территории нашего партнера, как это и рекомендуется с точки зрения правильной ИТ-инфраструктуры.
За последние годы нашей традицией стало внедрение новых решений во время новогодних каникул, это позволяет избежать возможных накладок при обслуживании клиентов. Не станут исключением и грядущие праздничные дни. Мы будем внедрять ERP-систему внутреннего учета и отчетности – промышленное решение от компании «1C», и это никак не затронет обслуживание клиентов.
CNews: Какие направления деятельности являются для вас приоритетными сегодня?
Павел Филимоненок: Среди наших приоритетов – решение бизнес-задач в соответствии со стратегией развития банка. Мы делаем акцент на обслуживание массового клиента в различных областях розничного и корпоративного бизнеса, оптимизации банковских процессов с точки зрения снижения расходов на сопровождение банковских операций, а также дальнейшем развитии систем ДБО – интернет-банка, его мобильной версии, интернет-кошелька, интернет-банка для юридических лиц. Одним словом, наша задача — создать единый удобный канал удаленного обслуживания клиентов, претендующий на статус электронной экосреды, где клиент будет себя чувствовать комфортно, сможет получать, помимо стандартных банковских услуг, другие удобные сервисы, например, по управлению своими персональными финансами, планированию и т.д.
В направлении изменения внутреннего ИТ-ландшафта мы ставим перед собой две масштабные задачи. Первая – внедрение в банке промышленно-интеграционной шины с целью оптимизации и ускорения процессов по интеграции различных информационных систем, по обеспечению онлайн-взаимодействия между системами. Вторая задача – завершение проекта по созданию корпоративного хранилища данных. Проект займет около 2 лет, и в результате банк получит промышленное решение, которое выведет на качественно новый уровень процесс формирования управленческой, обязательной и аналитической отчетности.
CNews: Как вы оцениваете текущее состояние рынка программного обеспечения?
Павел Филимоненок: ПО и существующие отраслевые стандарты, которые используются большинством финансово-кредитных учреждений России, наиболее четко и правильно решают те задачи, которые сегодня стоят перед банками. Приложения, как правило, типовые, и их внедрение требует дополнительных затрат разве что на адаптацию к задачам конкретного банка. Сегодня мы обеспечиваем минимальную доработку программного обеспечения, которая связана с глубокой настройкой бизнес-процессов, тарифов, форм договоров.
Павел Филимоненок: Сегодня мы обеспечиваем минимальную доработку программного обеспечения, которая связана с глубокой настройкой бизнес-процессов, тарифов, форм договоров
При этом некоторое время назад, изучив рынок ПО в области дистанционных каналов обслуживания клиентов, мы пришли к выводу, что предложенные готовые решения нас не устраивают по ряду причин, и все внедренные за последнее время решения в рамках ДБО – это наши собственные разработки, выполненные группой молодых талантливых программистов банка. По оценке со стороны рынка мы убедились, что путь был выбран правильно и задача решается эффективно.
CNews: Вы используете аутсорсинг, заказную разработку, обращаетесь к ИТ-интеграторам? В каких ситуациях? Можете ли оценить эффективность партнерства?
Павел Филимоненок: При рассмотрении возможности аутсорсинга мы исходим из двух задач. Во-первых, мы должны исключить риск потери банком компетенции в каких-либо вопросах в связи с передачей той или иной функции на аутсорсинг. Во-вторых – иметь возможность получения этой услуги на рыночных условиях. В прошедшем году мы передали на аутсорсинг два ИТ-сервиса – технологический call-центр, осуществляющий первую линию поддержки пользователей, и сервис поддержки сотрудников в дополнительных офисах по профилактике и замене оборудования. Обе услуги предоставляются банку на рыночных условиях, и, как показала практика, такая модель успешно работает.
CNews: Как вы относитесь к таким трендам, как мобильность, Big Data? Что делаете в этих направлениях?
Павел Филимоненок: Конечно, мы используем аналитическое программное обеспечение – например, модуль, который имеет рабочее название «Аналитический CRM». Он позволяет путем анализа поведенческих мотивов сходных групп клиентов предложить каждому из них нужную услугу в нужный момент. В этом году мы вывели на рынок новую услугу под названием «Предодобренные кредиты». Ее суть такова: банк заранее рассматривает возможную, потенциальную кредитную заявку конкретного клиента, проверяет ее на соответствие требованиям кредитной политики банка, информирует клиента о возможности получения кредита и его размере по каналам ДБО. Клиент по различным каналам дистанционного обслуживания может акцептовать эту услугу, и в онлайн-режиме ему на карточный счет будут зачислены кредитные средства. Мы не идем путем скоринговых исследований или быстрого принятия решения в точке продаж, а заранее анализируем клиентскую базу, потребности клиента, минимизируем риски – и предлагаем ему этот продукт.
CNews: Если попытаться заглянуть в будущее, каким вы видите банк в электронном мире, в соседстве с представителями других отраслей, например, телеком-операторами, претендующими на долю электронных платежей?
Павел Филимоненок: Мы разделяем мнение, что банки в современных условиях все больше становятся похожими на ИТ-компании с лицензиями на банковскую деятельность. С учетом дислокации основного розничного бизнеса в таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, мы понимаем потребности клиентов, понимаем, что уровень юзабилити наших электронных каналов обслуживания должен быть максимально высоким. Но при этом нельзя забывать о требованиях информационной безопасности, которая тоже должна быть на самом высоком уровне.