Решение BSS поможет банкам предоставлять услуги по управлению финансами
Около десяти лет назад компания BSS («Банк Софт Системс») разработала и продолжает активно развивать систему «Расчетный Центр Корпорации» (РЦК) – решение, позволяющее банкам предоставлять своим корпоративным клиентам услуги по централизованному управлению финансовыми средствами. Позднее, на базе этого продукта была создана «РЦК-Корпорация» – система, позволяющая крупным корпорациям автоматизировать функции централизованных казначейств. Андрей Панов, директор департамента корпоративных решений компании BSS, рассказал, как в BSS помогают обеспечивать эффективное взаимодействие банков с крупными корпоративными клиентами.CNews: Расскажите о российском рынке банковских услуг по управлению денежными средствами (Cash management)?
Андрей Панов: Рынок услуг Cash management, по моему мнению, будет расти в ближайшей перспективе. У казначейств крупных корпораций сформировался спрос на банковские услуги по управлению денежными средствами, и эти потребности постоянно растут и развиваются. Об этом мы слышим как от представителей казначейств корпораций, так и от наших банков-партнеров.
Крупные банки активно развивают услуги Cash management, причем некоторые банки из числа крупнейших занимаются этим направлением достаточно давно. Лидеры банковского рынка, на мой взгляд, уже фактически завершили встраивание таких сервисов в свою линейку и теперь активно работают над их совершенствованием и повышением удобства для клиентов. Они де-факто задают стандарты и правила на рынке таких продуктов. Средние банки активно анализируют и определяют, что из всего комплекса сервисов по управлению финансовыми средствами они также готовы предложить своим корпоративным клиентам.
CNews: В чем суть этих сервисов?
Андрей Панов: Смысл услуг Cash management, если схематично, состоит в том, что банки предлагают корпорациям набор инструментов для централизованного управления финансовыми средствами по всей группе в целом. Это предполагает возможность эффективно решать проблемы с временными недостатками ликвидности, а также эффективно использовать всю имеющуюся ликвидность для получения дополнительного процентного дохода или снижения стоимости отдельных банковских продуктов.
Система «Расчетный Центр Корпорации», разработанная BSS, обеспечивает банкам возможность предоставлять продукты для автоматизации деятельности централизованного корпоративного казначейства, что позволяет решать целый ряд задач.
Во-первых, это задачи мониторинга и контроля движения финансовых средств по всем дочерним и зависимым обществам корпорации или группы. Причем предусмотрена возможность контроля как по бюджету, так и по комплексу из нескольких аналитических параметров в зависимости от потребностей корпорации. В рамках такого контроля может быть реализована очень гибкая многоуровневая схема акцептования платежей.
Во-вторых, РЦК помогает решать задачи эффективного использования финансовых средств, в том числе проблемы с краткосрочными разрывами ликвидности по отдельным счетам корпорации. Такие продукты часто относят к банковским пулинговым продуктам. Их назначение состоит в объединении счетов в группу (пул), внутри которой производится перемещение финансовых средств, либо контроль на выполнение тех или иных условий, с последующим прозрачным расчетом процентов по специальным ставкам.
Альтернативой использованию банковских пулинговых продуктов, может являться использование внутригрупповых займов, с полным прозрачным учетом взаимных обязательств и расчетом связанных процентов и комиссий. Такие продукты также могут предоставляться банками своим клиентам на базе системы РЦК компании BSS.
Следующая не менее важная задача, которую позволяет автоматизировать система РЦК – это планирование движения финансовых средств и прогнозирование ликвидности. Имея инструменты планирования движения финансовых средств, удобного просмотра и анализа планов в едином окне, а также инструментарий по управлению этими планами, казначейство корпорации может формировать прогноз своей будущей ликвидности. Это позволяет вносить необходимые коррективы в планы движения финансовых средств, для более эффективного управления ликвидностью, а также устранения временных недостатков ликвидности без использования банковских пулинговых продуктов или внутригрупповых займов.
Также в системе РЦК реализованы возможности, позволяющие централизованному казначейству напрямую управлять счетами дочерних и зависимых обществ. В ряде случаев, центральное казначейство должно иметь возможность самостоятельно сформировать и отправить в банк на исполнение платежи за дочерние структуры. Это так называемые инструменты прямого управления счетами. При этом дочернее общество имеет возможность оперативно видеть эти операции.
И наконец, корпорации необходимо прозрачно понимать стоимость обслуживания своего долга и дополнительные доходы, получаемые за счет эффективного использования имеющейся ликвидности. Для этого система РЦК позволяет вести все договора и видеть полную картину по ним, в том числе по получаемым процентным доходам, расходам на управление своими средствами, комиссиям за использование банковских продуктов и услуг. А для получения прозрачной и понятной картины, необходимы серьезные возможности по получению разнообразной отчетности, в т.ч. возможности по формированию и дальнейшему использованию собственных отчетов на основе большого количества данных.
Это основной, но далеко не полный функционал платформы РЦК. Перечень возможностей системы постоянно расширяется и развивается, поскольку растет заинтересованность корпоративных клиентов в таких услугах. Мы стараемся помочь банкам оперативно предоставить самые актуальные продукты и сервисы с использованием решений компании BSS.
CNews: Сколько банков используют ваше решение?
Андрей Панов: Решением пользуются более 20 из 50 крупнейших банков страны. Но, конечно, ключевыми нашими партнерами являются «Сбербанк», «Газпромбанк» и «Банк ВТБ». Совокупное количество крупных корпораций, которые банки обслуживают с помощью нашего решения, уже превысило 2000. Только в Сбербанке их число превышает 1200.
CNews: Какие компании в первую очередь нуждаются в возможностях централизованного управления финансовыми средствами?
Андрей Панов: Основные потребители продуктов по управлению денежными средствами – крупные корпорации, точнее их центральные казначейства или подразделения, выполняющие подобные функции. Есть большие различия в уровне централизации казначейств, задачах делегированных в казначейства, особенностях учетных политик, но все потребители хотят, чтобы банковский продукт коррелировал с их внутренними правилами учета и особенностями. Продукты по управлению денежными средствами требуют богатого функционального наполнения и развитых возможностей кастомизации.
Мы не видим явных ограничений по отраслевому сегменту. Это скорее вопрос не отрасли, а все-таки масштаба компании и сложности задач в части финансового управления, стоящих перед компанией. Раньше, потребителями, с учетом высоких затрат в том числе и для банка, мы считали крупные корпорации. Сами сервисы рассматривались как «якорные» продукты, которые помогают банку удерживать крупных корпоративных клиентов, повышать лояльность и качество их обслуживания. Сейчас мы видим, что по мере роста числа клиентов продукты по управлению денежными средствами сами по себе могут стать центрами прибыли, даже охватывая только сегмент крупных компаний.
Интересно, что многие наши банки-партнеры в последнее время считают перспективным развитие таких услуг и для среднего бизнеса. Задачи в этом сегменте стоят в целом похожие, потребности тоже, необходимые продукты у банка уже есть, а количество потенциальных клиентов значительно больше. Поэтому потенциально рентабельность таких продуктов для банка повышается. Если раньше это были дорогие сервисы для небольшого числа клиентов, то теперь, адаптировав продукты и отрегулировав ценовую политику, можно выходить на более широкий рынок.
CNews: Как банковский продукт РЦК стал еще и корпоративной системой?
Андрей Панов: Зачастую крупные компании работают с несколькими банками, при этом и часть дочерних обществ компаний может также обслуживаться в разных банках. В то же время казначейству корпорации важно обладать единой консолидированной информацией, чтобы видеть всю финансовую картину. Получить такую информацию, пользуясь только системой одного из банков, не получается. Конечно, для корпорации использование банковских продуктов по управлению финансовыми средствами очень удобно. Фактически это аутсорсинг ресурсов банка. Банк прорабатывает целый ряд вопросов, в том числе юридических и договорных, и предоставляет клиенту уже готовое решение с одним, но весьма серьезным ограничением – решение подходит только для работы с этим конкретным банком. Однако далеко не всегда компания может полностью перейти на обслуживание в один банк. Одной из реальных альтернатив является использование в корпорации своей казначейской системы, которая может бесшовно интегрироваться с системами других банков.
Андрей Панов: Рынок услуг Cash management, по моему мнению, будет расти в ближайшей перспективе
Задача интеграции с банком весьма непростая, кроме чисто технологических вопросов есть ряд вопросов в части информационной безопасности. На наш взгляд, наиболее правильно и логично интегрироваться с системами банка, предназначенными для удаленного обслуживания клиентов или со специальными «шлюзовыми» решениями банков. В них обычно уже решены вопросы безопасности и правильного взаимодействия с целым пластом систем внутри банка.
Корпоративная и банковская системы должны быть очень плотно интегрированы, потому что любой продукт управления ликвидностью требуют высокой оперативности получения информации. Наиболее перспективным на данный момент, в нашем понимании, является взаимодействие систем типа «host-to-host».
Учитывая потребности корпораций, мы создали на базе системы РЦК новый продукт «РЦК-Корпорация». Это система, которая разворачивается непосредственно в корпорациях. Она имеет все возможности систем, на которой реализуются банковские продукты, плюс дополнительные возможности по быстрой интеграции с банковскими системами производства BSS. Интеграционные решения являются промышленными, отлаженными и уже используются в настоящее время.
Существенным преимуществом решения является также то, что BSS является партнером и разработчиком и систем ДБО и управления финансовыми средствами для крупных банков. Мы хорошо понимаем специфику этих систем, особенности банковского бизнеса, что помогает организовать действительно эффективное взаимодействие банка и корпорации. Мы считаем это решение одним из перспективных направлений.
При этом, важно, что при использовании на стороне корпорации такого решения, банки тоже получают определенную выгоду, т.к. компания – клиент банка, больше не решает проблему выбора единственного банка, а часть банковских продуктов по эффективному управлению финансовыми средствами по-прежнему используется клиентом.
CNews: То есть целевая аудитория системы РЦК теперь не ограничивается банками, но включает и крупные корпорации?
Андрей Панов: Да. К выходу на этот рынок нас в некотором роде подтолкнули сами банки, у которых их корпоративные клиенты спрашивали, как быть, если часть дочерних обществ находится в другом банке. Различные варианты интеграции систем типа «банк-банк» приводят к очень длительным проектам и к ощутимому увеличению затрат клиентов. Поэтому система, устанавливаемая в корпорации, которая решает все ключевые задачи централизованного казначейства, хорошо знакома корпорации по опыту использования банковских продуктов, и при этом обеспечивает эффективное и удобное взаимодействие с несколькими банками, на наш взгляд является востребованной и обоюдовыгодной и банковскому бизнесу и корпорациям.
CNews: Что необходимо банкам, чтобы быть конкурентоспособными на рынке решений Cash management для корпораций?
Андрей Панов: Во-первых, чтобы оказывать такие услуги, в банку требуются сильные методологи. Продукты новые, специфические, найти профессионалов в этой области достаточно трудно. Нужны внутренние методологи, которые способны эти продукты развивать и состыковать регламенты и продукты банка между собой.
Также нужны хорошие менеджеры по продажам, умеющие работать с крупными корпоративными клиентами и продавать им эти услуги. Понятно, что уже сложился спрос на эти продукты со стороны самих корпораций и их казначеев, но нюанс заключается в том, что не всегда требуется для крупного клиента разрабатывать индивидуальное решение. Задача банка – правильно услышать и понять потребности корпоративного клиента и уметь перенести их в рамки имеющихся банковских продуктов. Здесь очень важна сильная клиентская работа на корпоративном рынке.
Ну и третья составляющая – несомненно, ИТ. Может потребоваться модернизация и адаптация ряда банковских систем, реализация внутренних интеграционных проектов, для которых нужна сильная ИТ-команда.
CNews: Насколько важна развитая филиальная сеть банка?
Андрей Панов: Это одно из ключевых условий для предоставления банками продуктов Cash management. Конечный клиент – это, как правило, крупная корпорация, движение в сторону среднего бизнеса таких услуг только намечается. Крупные корпорации обычно территориально распределены. Поэтому наличие большой филиальной сети является очень весомым конкурентным преимуществом для банка по оказанию такого рода услуг.
CNews: Есть ли конкуренты у вашего решения?
Андрей Панов: По нашим оценкам, пока в учетных системах полностью такого функционала еще нет. Разработчики учетных систем уже начинают заниматься автоматизацией казначейских функций, но очень многим корпорациям подобные решения нужны уже сейчас. Важным остается вопрос сложности и стоимости внедрения таких систем. Профессиональные компетенции в области разработки и внедрения систем дистанционного банковского обслуживания, информационной безопасности, создания банковских продуктов по управлению финансовыми средствами позволяют нам оказывать консалтинговую поддержку при автоматизации работы центральных казначейств и внедрять наше решение очень быстро.
CNews: Сложно ли внедрять РЦК?
Андрей Панов: При внедрении системы в банке, затраты на внедрение зачастую оказываются значительно меньше затрат на разработку внутренней методологии, проработку вопросов информационной безопасности и взаимодействия систем. В банке базовое внедрение решения вместе с начальной методологической проработкой занимает примерно две – три недели и здесь помогают уже имеющийся у нас компетенции и опыт. При этом непосредственно развертывание и предварительная настройка системы занимает не более недели.
Длительность внедрения в корпорациях примерно такая же. Здесь вопросам развертывания системы также сопутствуют вопросы доработки внутренних регламентов. Если корпорация работает с одним из наших банков-партнеров, пользующихся продуктами BSS, то технологически внедрение и интеграция могут проходить достаточно просто. По нашему опыту, вопросы информационной безопасности и регулирования внутренней нормативной базы, в том числе вопросы доработки договоров с банком, носят гораздо более длительный характер, чем вопросы развертывания системы. В технологическом плане готовность решения очень высокая.
CNews: Поделитесь, пожалуйста, планами развития решения.
Андрей Панов: Сейчас вместе с банками мы активно работаем над повышением удобства уже существующих продуктов и разработкой новых возможностей. Есть направления, по которым мы и самостоятельно прорабатываем функционал решения, пытаясь предугадать потенциальные потребности банков и их корпоративных клиентов, например обеспечение работы с производными инструментами.
Хотелось бы отметить, что здесь нам очень важно видение банков, потому что они также собирают, учитывают и оценивают пожелания своих клиентов, и мы очень благодарны за то, что они делятся с нами такой информацией.
Мы стараемся регулярно присутствовать на профессиональных форумах и конференциях, где представители корпораций и банков обсуждают задачи бизнеса и возникающие в этой связи потребности автоматизации, делятся имеющимися проблемами и возможными способами их решения. Мы самым внимательным образом стараемся учесть их в своих разработках и предложить новые возможности в решениях для бизнеса от компании BSS.
Александра Кирьянова