Разделы

Цифровизация ИТ в банках

От банкоматов ждут повышения эффективности

Банковские системы самообслуживания совершенствуются, предлагая клиентам все больше услуг. Кредитно-финансовые организации стремятся превратить собственные банкоматные и терминальные сети из сервисной части бизнеса в источник дохода. Прошедшая 24 апреля 2014 г. конференция «Банковское оборудование 2014», организованная информационным агентством РБК, собрала представителей финансовой отрасли и поставщиков специализированных ИТ-решений. Эксперты обсудили, на какие сервисы, доступные сегодня в банкоматах, стоит делать ставку бизнесу, каковы преимущества объединения банкоматных сетей, в чем специфика сервисного обслуживания данных устройств и каковы результаты внедрения инновационных решений.

Российские банкоматные сети переживают третью эпоху. Так считает Алексей Дегтярев, вице-президент, начальник управления сети самообслуживания ВТБ24. Исторически первый этап выпал на 1990-е гг., когда банкоматы воспринимались многими как диковинные устройства, дорогие и доступные в очень немногих банках. В течение второго периода (1999–2008 гг.) банкоматы были установлены во всех банках, став обязательным элементом инфраструктуры. С их помощью реализовались, к примеру, зарплатные проекты – изюминка российского рынка. На третьем этапе развития, с 2009 г. по настоящее время, банкоматы стали основным элементом самообслуживания.

В поисках идеального устройства

Банки сегодня стремятся получить от использования банкоматов и терминалов максимум прибыли. Именно поэтому они все активнее сотрудничают с производителями банковского оборудования, а нередко и сами разрабатывают новые технологические решения. Примерами таких новинок являются, например, терминалы, которые в ближайшее время собирается опробовать в пилотных проектах «ПриватБанк», – этакие черные ящики, лишенные экранов и клавиатур. Подключаться к ним для получения тех или иных сервисов можно при помощи смартфонов или планшетов.

По словам Александра Новикова, заместителя директора департамента дистанционного банковского обслуживания «Бинбанка», мечта кредитно-финансовых организаций – невысокая стоимость систем самообслуживания, способность приносить прибыль круглосуточно, наличие средств самодиагностики и режимов удаленной настройки. Кроме того, устройства должны нравиться клиентам, узнавать и идентифицировать их, а также поддерживать обратную связь. Конечно, реализовать весь этот список пожеланий на практике довольно затратно. Банкоматы-трансформеры, модульные банкоматы, перемещающиеся роботы-банкоматы, терминалы, встраиваемые в торговые стойки, – все это, по мнению многих участников дискуссии, безусловно, интересные решения, однако в России существенных преимуществ с точки зрения доходности, окупаемости по сравнению с традиционными устройствами они пока не имеют.

Интеграционные эксперименты

Тем не менее говорить, что банкоматные и терминальные сети российских банков никак не развиваются, все же нельзя. Банки модернизируют устаревшее оборудование, принимают активное участие в создании и внедрении новых систем самообслуживания, а кроме того, стараются перенести многие рутинные операции из банковских офисов в банкоматы и терминалы.

Одно из подобных решений – павильон самообслуживания Street Banking Office. Первоначальные вложения в проект его внедрения весьма высоки (базовый вариант павильона без доставки и монтажа оборудования обойдется банку примерно в i800–900 тыс.), однако решение, как считает Алтай Сакибаев, руководитель проекта Street Banking Office компании Smart Continental, выгоден для финансовых предприятий благодаря сравнительной компактности, возможности проводить инкассацию в закрытом помещении, простоте развертывания и управления. Павильоны Street Banking Office – это промежуточная форма между банкоматом самообслуживания и полноценным отделением банка, в котором с клиентами работают операционисты. В дистанционном режиме один оператор может обслуживать до семи подобных павильонов.

Другой пример интеграции банкоматов и систем самообслуживания нового поколения представила Валентина Кузьмина, директор департамента платежных карт «Промсвязьбанка». Прошедшей зимой банк реализовал новаторский проект создания «зоны безналичности» в Парке Горького. Всю техническую и финансовую сторону проекта, а именно: распространение предоплаченных карт, возможность их пополнения, обеспечение электронных платежей – банк взял на себя. Банковская карта, кроме того что использовалась по назначению, играла роль своеобразного пропуска на ряд зимних аттракционов парка, в частности на каток. Карты выдавались при помощи оригинального решения, объединяющего банкомат, платежный терминал и вендинговый аппарат (торговую систему, осуществляющую продажу определенных групп товаров или услуг в автоматизированном режиме). Подобный сервис понравился и организаторам, и посетителям. Планируется, что и весной, сразу после майских праздников, проект будет продолжен – поменяется разве что набор услуг и дизайн карт. В текущем году подобное оборудование использовалось и на Олимпийских играх.

Устройство, предназначенное для оперативной печати банковских карт, – эмбоссер Datacard CE870 – было продемонстрировано в числе прочих интересных разработок на выставочных стендах, развернутых на мероприятии. Аппарат, напоминающий сервер, работает под управлением платформы Windows и вмещает до ста карт. Нанесение на карту необходимой служебной информации (включая магнитную запись, теснение, вывод полноцветного изображения, раскраску рельефа и др.) осуществляется в течение нескольких минут. С помощью эмбоссера можно ежегодно печатать до 12 тыс. карт.

Российская практика

В каком направлении развиваются сегодня системы банковского самообслуживания – ответ на этот вопрос дал ряд кейсов российских банков. По словам Алексея Дегтярева, на банкоматы возлагается все большее количество сервисов. Среди них – получение и внесение наличных в круглосуточном режиме (по оценкам спикера, до 90% принимаемых в ВТБ24 денежных средств происходит через cash-in-терминалы), информирование о банковских услугах, уведомление о просрочке по кредитам, индивидуальные предложения, платежи и переводы и даже демонстрация рекламных заставок и роликов и др.

По словам Сергея Красникова, заместителя директора департамента розничных продаж в сети, руководителя дирекции розничных продаж «Банка Москвы» в Московском регионе, в 2012–2013 гг. компания сделала существенные инвестиции в обновление парка банкоматов, число которых сегодня превысило 2 тыс. единиц. Масштабный проект начался с аудита всех устройств и замены старых моделей со сроком службы более семи лет. В прошлом году было установлено около 335 новых устройств, в этом планируется поставить еще 190 программно-аппаратных комплексов. Удалось сократить срок монтажа новых банкоматов (включая выбор места, подписание договоров и обеспечение должного уровня безопасности) – с 65 до 35 дней.

Функциональная доступность банкоматной сети «Банка Москвы»
в 2013 г.: в Москве и МО она выше, чем в регионах

Источник: «Банк Москвы», 2014

Важным результатом проекта стало объединение банкоматных сетей «Банка Москвы» и ВТБ: клиенты этих организаций могут снимать средства в любых устройствах объединенной сети без комиссии. Для каждого банкомата регулярно ведется мониторинг функциональной доступности – учитывается наличие связи, чековой ленты, должного количества наличных средств. Ориентир доступности устройств на этот год – не ниже 94%.

Весьма интересен и российский практический опыт по созданию и развитию терминальной сети. Сегодня, по словам Регины Маликовой, начальника управления развития транзакционного бизнеса «Московского кредитного банка», терминальная сеть компании насчитывает несколько тысяч аппаратов. Она полностью отвечает бизнес-задачам банка и повышает лояльность клиентов. Проблемы, с которыми сталкивается банк характерны для любой крупной банкоматной или терминальной сети: высокая арендная плата, сложность выбора места, высокий уровень конкуренции и существенные затраты на техобслуживание. В результате проекта терминалы банка, размещенные в шаговой доступности от любой точки города, защищены от «вброса» фальшивых купюр и взлома. При установке терминала в слабозащищенных точках внимание акцентируется на физической безопасности (ставятся надежные сейфы, применяется анкерирование, т.е. крепление к полу или стене при помощи анкерных болтов, и т.п.; каждый аппарат, кроме того, застрахован). Все новые терминалы оснащены двумя дисплеями. Это позволяет использовать устройство не только для предоставления банковских сервисов, но и в качестве рекламного носителя.

Сергей Лосев

Презентация Козлов Михаил, управляющий партнер, консультант по развитию, «Развитие Бизнеса / Ру»
Умные машины для банков
Презентация Сакибаев Алтай, руководитель проекта Street Banking Office, Smart Continental
Street Banking Office – павильоны банковского самообслуживания
Презентация Дегтярев Алексей, вице-президент, начальник управления сети самообслуживания, ВТБ24
Банкомат как основной канал самообслуживания клиентов банка
Презентация Красников Сергей, заместитель директора департамента розничных продаж в сети - руководитель дирекции розничных продаж в Московском регионе Банка Москвы
Повышение эффективности банкоматной сети в Банке Москвы
Презентация Маликова Регина, начальник управления развития транзакционного бизнеса, Московский кредитный банк
Развитие терминальной сети
Презентация Кузьмина Валентина, директор департамента платежных карт, Промсвязьбанк
Какие еще устройства помогут банкам стать более привлекательными для клиента?
Презентация Новиков Александр, заместитель директора департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа
Какие устройства и сервисы интересны Банкам и Клиентам. Современные возможности АТМ и ИПТ
Презентация Скачать архив целиком