От банкоматов ждут повышения эффективности
Банковские системы самообслуживания совершенствуются, предлагая клиентам все больше услуг. Кредитно-финансовые организации стремятся превратить собственные банкоматные и терминальные сети из сервисной части бизнеса в источник дохода. Прошедшая 24 апреля 2014 г. конференция «Банковское оборудование 2014», организованная информационным агентством РБК, собрала представителей финансовой отрасли и поставщиков специализированных ИТ-решений. Эксперты обсудили, на какие сервисы, доступные сегодня в банкоматах, стоит делать ставку бизнесу, каковы преимущества объединения банкоматных сетей, в чем специфика сервисного обслуживания данных устройств и каковы результаты внедрения инновационных решений.Российские банкоматные сети переживают третью эпоху. Так считает Алексей Дегтярев, вице-президент, начальник управления сети самообслуживания ВТБ24. Исторически первый этап выпал на 1990-е гг., когда банкоматы воспринимались многими как диковинные устройства, дорогие и доступные в очень немногих банках. В течение второго периода (1999–2008 гг.) банкоматы были установлены во всех банках, став обязательным элементом инфраструктуры. С их помощью реализовались, к примеру, зарплатные проекты – изюминка российского рынка. На третьем этапе развития, с 2009 г. по настоящее время, банкоматы стали основным элементом самообслуживания.
В поисках идеального устройства
Банки сегодня стремятся получить от использования банкоматов и терминалов максимум прибыли. Именно поэтому они все активнее сотрудничают с производителями банковского оборудования, а нередко и сами разрабатывают новые технологические решения. Примерами таких новинок являются, например, терминалы, которые в ближайшее время собирается опробовать в пилотных проектах «ПриватБанк», – этакие черные ящики, лишенные экранов и клавиатур. Подключаться к ним для получения тех или иных сервисов можно при помощи смартфонов или планшетов.
По словам Александра Новикова, заместителя директора департамента дистанционного банковского обслуживания «Бинбанка», мечта кредитно-финансовых организаций – невысокая стоимость систем самообслуживания, способность приносить прибыль круглосуточно, наличие средств самодиагностики и режимов удаленной настройки. Кроме того, устройства должны нравиться клиентам, узнавать и идентифицировать их, а также поддерживать обратную связь. Конечно, реализовать весь этот список пожеланий на практике довольно затратно. Банкоматы-трансформеры, модульные банкоматы, перемещающиеся роботы-банкоматы, терминалы, встраиваемые в торговые стойки, – все это, по мнению многих участников дискуссии, безусловно, интересные решения, однако в России существенных преимуществ с точки зрения доходности, окупаемости по сравнению с традиционными устройствами они пока не имеют.
Интеграционные эксперименты
Тем не менее говорить, что банкоматные и терминальные сети российских банков никак не развиваются, все же нельзя. Банки модернизируют устаревшее оборудование, принимают активное участие в создании и внедрении новых систем самообслуживания, а кроме того, стараются перенести многие рутинные операции из банковских офисов в банкоматы и терминалы.
Одно из подобных решений – павильон самообслуживания Street Banking Office. Первоначальные вложения в проект его внедрения весьма высоки (базовый вариант павильона без доставки и монтажа оборудования обойдется банку примерно в i800–900 тыс.), однако решение, как считает Алтай Сакибаев, руководитель проекта Street Banking Office компании Smart Continental, выгоден для финансовых предприятий благодаря сравнительной компактности, возможности проводить инкассацию в закрытом помещении, простоте развертывания и управления. Павильоны Street Banking Office – это промежуточная форма между банкоматом самообслуживания и полноценным отделением банка, в котором с клиентами работают операционисты. В дистанционном режиме один оператор может обслуживать до семи подобных павильонов.
Другой пример интеграции банкоматов и систем самообслуживания нового поколения представила Валентина Кузьмина, директор департамента платежных карт «Промсвязьбанка». Прошедшей зимой банк реализовал новаторский проект создания «зоны безналичности» в Парке Горького. Всю техническую и финансовую сторону проекта, а именно: распространение предоплаченных карт, возможность их пополнения, обеспечение электронных платежей – банк взял на себя. Банковская карта, кроме того что использовалась по назначению, играла роль своеобразного пропуска на ряд зимних аттракционов парка, в частности на каток. Карты выдавались при помощи оригинального решения, объединяющего банкомат, платежный терминал и вендинговый аппарат (торговую систему, осуществляющую продажу определенных групп товаров или услуг в автоматизированном режиме). Подобный сервис понравился и организаторам, и посетителям. Планируется, что и весной, сразу после майских праздников, проект будет продолжен – поменяется разве что набор услуг и дизайн карт. В текущем году подобное оборудование использовалось и на Олимпийских играх.
Устройство, предназначенное для оперативной печати банковских карт, – эмбоссер Datacard CE870 – было продемонстрировано в числе прочих интересных разработок на выставочных стендах, развернутых на мероприятии. Аппарат, напоминающий сервер, работает под управлением платформы Windows и вмещает до ста карт. Нанесение на карту необходимой служебной информации (включая магнитную запись, теснение, вывод полноцветного изображения, раскраску рельефа и др.) осуществляется в течение нескольких минут. С помощью эмбоссера можно ежегодно печатать до 12 тыс. карт.
Российская практика
В каком направлении развиваются сегодня системы банковского самообслуживания – ответ на этот вопрос дал ряд кейсов российских банков. По словам Алексея Дегтярева, на банкоматы возлагается все большее количество сервисов. Среди них – получение и внесение наличных в круглосуточном режиме (по оценкам спикера, до 90% принимаемых в ВТБ24 денежных средств происходит через cash-in-терминалы), информирование о банковских услугах, уведомление о просрочке по кредитам, индивидуальные предложения, платежи и переводы и даже демонстрация рекламных заставок и роликов и др.
По словам Сергея Красникова, заместителя директора департамента розничных продаж в сети, руководителя дирекции розничных продаж «Банка Москвы» в Московском регионе, в 2012–2013 гг. компания сделала существенные инвестиции в обновление парка банкоматов, число которых сегодня превысило 2 тыс. единиц. Масштабный проект начался с аудита всех устройств и замены старых моделей со сроком службы более семи лет. В прошлом году было установлено около 335 новых устройств, в этом планируется поставить еще 190 программно-аппаратных комплексов. Удалось сократить срок монтажа новых банкоматов (включая выбор места, подписание договоров и обеспечение должного уровня безопасности) – с 65 до 35 дней.
Функциональная доступность банкоматной сети «Банка Москвы»
в 2013 г.: в Москве и МО она выше, чем в регионах
Источник: «Банк Москвы», 2014
Важным результатом проекта стало объединение банкоматных сетей «Банка Москвы» и ВТБ: клиенты этих организаций могут снимать средства в любых устройствах объединенной сети без комиссии. Для каждого банкомата регулярно ведется мониторинг функциональной доступности – учитывается наличие связи, чековой ленты, должного количества наличных средств. Ориентир доступности устройств на этот год – не ниже 94%.
Весьма интересен и российский практический опыт по созданию и развитию терминальной сети. Сегодня, по словам Регины Маликовой, начальника управления развития транзакционного бизнеса «Московского кредитного банка», терминальная сеть компании насчитывает несколько тысяч аппаратов. Она полностью отвечает бизнес-задачам банка и повышает лояльность клиентов. Проблемы, с которыми сталкивается банк характерны для любой крупной банкоматной или терминальной сети: высокая арендная плата, сложность выбора места, высокий уровень конкуренции и существенные затраты на техобслуживание. В результате проекта терминалы банка, размещенные в шаговой доступности от любой точки города, защищены от «вброса» фальшивых купюр и взлома. При установке терминала в слабозащищенных точках внимание акцентируется на физической безопасности (ставятся надежные сейфы, применяется анкерирование, т.е. крепление к полу или стене при помощи анкерных болтов, и т.п.; каждый аппарат, кроме того, застрахован). Все новые терминалы оснащены двумя дисплеями. Это позволяет использовать устройство не только для предоставления банковских сервисов, но и в качестве рекламного носителя.
Сергей Лосев