Оптимизация ИТ-инфраструктуры: как это делают EMC, "МегаФон" и другие
29 мая в Москве прошла конференция CNews Analitics и CNews Conferences, посвященная инновациям и трендам в оптимизации ИТ-инфраструктуры предприятий. Встречи участников этого рынка давно стали традиционными, и от одного мероприятия к другому можно наблюдать, как меняются основные тенденции.В 2010-2011 годах, в связи с кризисными явлениями в мировой экономике, основным направлением оптимизации было сокращение текущих и капитальных расходов на ИТ. В тучные предкризисные годы ИТ-инфраструктура создавалась с избытком, и свободный вычислительный ресурс пришелся как нельзя кстати в трудное время. Оптимизация велась по двум основным направлениям: минимизация расходов (сокращение персонала, заморозка бюджетов на развитие и т. п.) и повышение отдачи от существующего оборудования (виртуализация, аутсорсинг мощностей и приложений, внедрение облачных сервисов).
Так или иначе, эти процессы привели к тому, что к 2012 году ИТ-инфраструктура в большинстве средних и крупных компаний стала использоваться с гораздо более высокой эффективностью, а руководство ИТ-подразделений оказалось готово к переходу на качественно новый уровень, диктуемый современным бизнесом.
По данным опроса CNews Analytics, российские CIO сейчас видят два основных приоритета в развитии ИТ – оптимизацию работы ИТ-подразделений (52% опрошенных) и внедрение облачных сервисов (28% опрошенных). Сокращение расходов отошло на второй план. Можно сказать, что за последний год произошла смена парадигмы: от ресурсного подхода перешли к сервисному.
Какие же требования предъявляет бизнес к ИТ, точнее, к взаимодействию сотрудников с информационным пространством компании? Первый и неизменный тренд – это мобилизация приложений и рабочих мест. Все, что можно, переводится на беспроводные и мобильные технологии, тем более что широкополосный доступ и связь четвертого поколения становятся повседневной реальностью. Второй – широкое использование облачных технологий и сервисов. Собственно, это повторяет процессы, происходящие на мировом ИТ-рынке, с отставанием в 3–4 года.
"Облака" начинаются на земле
Облачные технологии и сервисы, охватывающие все больше областей, дают пользователям и ИТ-специалистам невиданные ранее возможности и уровень комфорта при работе. Но чем совершеннее технология, тем больше у нее уязвимых мест. У "облаков" их три: обработка данных (серверы), хранение (системы хранения данных) и передача данных. Кроме безопасности и надежности, современные реалии диктуют новые требования к объемам хранения данных и технологиям их обработки.
Денис Серов, руководитель направления технического консультирования EMC, представил семейство дисковых массивов Symmetrix VMAX, нацеленное на использование в облачных средах. Точнее, эти массивы – сердце облачной среды. С их помощью создание гибридного облака становится значительно более простой задачей. Массивы VMAX 10K, 20K и 40К рассчитаны на хранение данных объемом до 1, 2 и 4 петабайт (в 1 петабайте 1024 терабайта) соответственно.
Чем обеспечивается надежность среды хранения данных на основе EMC VMAX? Используемая в системе новинка – сплиттер Recover Point обеспечивает непрерывную удаленную и локальную репликацию данных для всего массива. Управляющее ПО EMC позволяет организовывать многоуровневую систему хранения, в том числе с массивами других производителей. Операционная среда Enginuity 5876 специально создана для задач гибридного облака. Кроме того, массивы VMAX автоматически интегрируются с виртуальными средами VMware.
О важности системы ЦОДов для современного бизнеса и о своих успехах в этой области рассказали представители "МегаФона" и "Сбербанка". Хотя исходные задачи и цели использования ЦОДов у этих компаний существенно различаются, продемонстрирован схожий подход: ЦОД высшего уровня надежности – основа ИТ-инфраструктуры.
Компания "МегаФон" первой из "большой тройки" стала оказывать услуги по аренде и аутсорсингу мощностей и приложений. Как сообщил Денис Ирз, директор департамента новых технологий и проектов столичного филиала, первые проекты по аутсорсингу мощностей были реализованы в 2010-2011 годах в рамках оптимизации ИТ-инфраструктуры и показали высокую эффективность. Многим фирмам, особенно находящимся на старте, оказалось гораздо выгоднее арендовать виртуальные сервера, чем обзаводиться собственной инфраструктурой. Сегодня компания имеет крупнейшую в России мобильную сеть третьего поколения (более 30 000 базовых станций), запущенную сеть четвертого поколения и 12 ЦОДов в 11 крупнейших городах.
"МегаФон" реализует концепцию BPaaS (Business Process as a service), предоставляя таким образом клиентам мобильную и стационарную связь, аренду серверов и систем хранения, частные облачные среды. Что касается аутсорсинга бизнес-процессов, то компания предлагает взять на себя множество непрофильных бизнес-функций: от оцифровки бумажных носителей информации до работы контакт-центра. Заказчик, таким образом, полностью избавляется от забот о бэк-офисных процессах и получает возможность сосредоточиться на бизнесе.