Мобильный банкинг: все только начинается
Исследование систем мобильного банкинга Mobile Banking Rank 2012 продемонстрировало гигантский разрыв в уровне развития мобильного банкинга среди крупнейших российских банков.Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report провело исследование Mobile Banking Rank 2012, которое продемонстрировало гигантский разрыв в уровне развития мобильного банкинга среди крупнейших российских банков. Лишь единицы среди исследованных систем представляют собой полноценные интерфейсы для мобильного управления банковскими счетами, которые в некоторых случаях могут даже стать полноценной заменой интернет-банка.
Были проанализированы системы мобильного банкинга 30 крупнейших российских розничных банков – всего 44 мобильных интерфейса, в том числе 12 приложений для iPhone, 11 приложений для Android, 9 Java-приложений и 12 мобильных сайтов-банкингов. В ходе исследования каждый мобильный сайт проверялся по чек-листу из 147 критериев, а каждое мобильное приложение – по чек-листу из 153 критериев. Исследование было проведено в июне 2012 г.
Большинство мобильных банков являются интерфейсами, зависимыми от интернет-банков, и предлагают пользователям ограниченный набор платежных и информационных функций. Конвертация средств из одной валюты в другую возможна лишь у 12 банков из 30 исследованных. А перевод физическим лицам по произвольным реквизитам (включая перевод по номеру банковской карты получателя) через мобильный банкинг - лишь у 7 банков. При этом почти треть участников исследования вообще не предоставляют своим клиентам услугу мобильного банкинга.
В США и многих европейских странах соотношение пользователей мобильных банков и интернет-банков составляет примерно 1 к 4. При этом аудитория мобильных банкингов удваивается за год. В России мобильный банкинг также развивается весьма бурно. Количество счетов физических лиц, открытых в российских банках и имеющих доступ к ним через мобильный телефон, уже превысило 20 млн, хотя реальная аудитория мобильного банкинга в России, по оценкам аналитиков Markswebb Rank & Report, пока еще лежит в пределах 1-2 млн пользователей в месяц.
Мода на мобильные банкинги в России
Согласно установочному исследованию дистанционных банковских услуг 200 крупнейших российских банков, проведенному агентством Markswebb Rank & Report в январе 2012 г., 27% банков предлагают своим клиентам физическим лицам хотя бы один мобильный интерфейс для управления счетами.
По результатам исследования Mobile Banking Rank 2012, проведенного в июне 2012 г., среди 30 крупнейших российских розничных банков, мобильный банкинг в том или ином виде доступен клиентам почти 75% банков (22 банка). Из них наиболее распространенными интерфейсами являются мобильные сайты-банкинги и приложения для смартфонов iPhone – их реализовали по 12 банков. Приложения для платформы Android предлагают 11 банков, приложения на Java – 9 банков.
При этом новые мобильные банки появляются буквально каждый месяц. Только за июнь 2012 г., когда проходила активная стадия исследования, существенно обновились мобильные приложения банка «Русский Стандарт», было выпущено iPhone приложение «Ханты-Мансийского банка», а уже при подготовке данного документа появилась новость о запуске мобильных приложений для iPhone и Android «Номос-банка».
Проблема "зоопарка" мобильных устройств
При разработке сервисов мобильного банкинга заказчики непременно сталкиваются с проблемой разнообразия мобильных устройств своих клиентов. Разные платформы, размеры экрана и способы управления делают невозможным создание единого мобильного интерфейса, который охватил бы всю клиентскую базу и был бы для всех пользователей одинаково удобен и функционален. Задачу максимального охвата мобильных платформ банки решают (или не решают) по-разному.
Общий рейтинг Mobile Banking Rank 2012
№ | Компания | Баллы |
1 | ВТБ24 | 78 |
2 | Банк Санкт-Петербург | 73 |
3 | Московский Индустриальный Банк | 63 |
4 | Русский Стандарт | 56 |
5 | Промсвязьбанк | 54 |
6 | Газпромбанк | 47 |
7 | Альфа-Банк | 41 |
8 | Ситибанк | 39 |
9-12 | Московский Кредитный Банк | 27 |
9-12 | Номос-Банк | 27 |
9-12 | СКБ-Банк | 27 |
9-12 | ТрансКредитБанк | 27 |
13 | Росбанк | 25 |
14 | Уральский Банк Реконструкции и Развития | 20 |
15 | Россельхозбанк | 18 |
16-19 | Райффайзенбанк | 14 |
16-19 | Сбербанк России | 14 |
16-19 | Ханты-Мансийский Банк | 14 |
16-19 | ЮниКредит Банк | 14 |
20 | МДМ Банк | 7 |
21 | Банк Возрождение | 6 |
22 | ХоумКредит Банк | 5 |
— | АК БАРС | н/м |
— | Банк Москвы | н/м |
— | Восточный | н/м |
— | Открытие | н/м |
— | ОТП Банк | н/м |
— | Петрокоммерц | н/м |
— | Траст | н/м |
— | Уралсиб | н/м |
*нет сервисов мобильного банкинга
Источник: MarkswebbRank&Report, 2012
Некоторые, как «Альфа-банк» и «Русский Стандарт», предлагают широкий спектр мобильных приложений для максимального числа платформ: от популярных iPhone и смартфонов на базе Android, до пока (или уже) непопулярных Windows Phone 7 и Windows Mobile. Другие, как «Промсвязьбанк» и «ТрансКредитБанк», предлагают своим клиентам универсальный мобильный сайт-банкинг. Третьи, как «Сбербанк» и «ХоумКредит Банк», ограничиваются мобильными приложениями для отдельных платформ, оставляя мобильный банкинг недоступным для части клиентов, пользующихся иными мобильными устройствами.
Кто лучше
В общем рейтинге MobileBanking Rank 2012, учитывающем оценки отдельных интерфейсов и популярность мобильных платформ, охваченных интерфейсами, 1-е место получил ВТБ 24, набрав 78 баллов из 100 возможных. "Серебро" и "бронзу" с 73 и 63 баллами соответственно получили мобильные банкинги "Банка Санкт-Петербург" и "Московского Индустриального Банка".
Среди мобильных сайтов-банкингов лучшим по совокупности платежных и информационных возможностей управления счетами, а также по уровню безопасности и удобству средств авторизации стал мобильный сайт-банкинг "Банка Санкт-Петербург", который набрал 9 баллов из 10 возможных. 2-е и 3-е место заняли мобильные сайты-банкинги ВТБ 24 и "Промсвязьбанка", набравшие по 8 баллов. Остальные сайты-банкинги из числа участников Mobile Banking Rank 2012 оказались значительно хуже тройки лидеров, получив от 2 до 4 баллов из 10 возможных.
Рейтинг мобильных сайтов-банкингов
№ | Компания | Баллы |
1 | Банк Санкт-Петербург | 9 |
2-3 | ВТБ24 | 8 |
2-3 | Промсвязбьанк | 8 |
4-8 | Московский Индустриальный Банк | 4 |
4-8 | Номос-Банк | 4 |
4-8 | Ситибанк | 4 |
4-8 | СКБ-Банк | 4 |
4-8 | ТрансКредитБанк | 4 |
9 | Уральский Банк Реконструкции и Развития | 3 |
10-12 | Райффайзенбанк | 2 |
10-12 | Россельхозбанк | 2 |
10-12 | ЮниКредит Банк | 2 |
Источник: Markswebb Rank& Report, 2012
На смартфонах iPhone лучшим банкингом оказались приложения ВТБ 24 и Газпромбанка, набравшие по 8 баллов. Немногим хуже, получив по 7 баллов и заняв 3-е и 4-е места, стали приложения "Московского Индустриального Банка" и банка "Русский Стандарт". А 5-е место и 6 баллов из 10 получило приложение "Сбербанка России". На платформе Android лучшим стало приложение ВТБ 24 с 8 баллами. Как и на iPhone, всего один балл лидеру уступили приложения "Московского Индустриального Банка" и банка “Русский Стандарт", занявшие 2-е и 3-е места с 7 баллами. Те же "Московский Индустриальный Банк" и "Русский Стандарт" поделили 1-е и 2-е места среди приложений на Java, набрав по 6 баллов из 10 возможных.
Платежные и информационные возможности
Специалисты Markswebb Rank & Report, изучив привычки и предпочтения пользователей, пришли к выводу, что мобильный банкинг в большинстве случаев не воспринимается как самостоятельный интерфейс. Он должен обеспечивать доступ к основным функциям управления счетами, которые могут потребоваться в случае отсутствия доступа к интернет-банку (физического отсутствия компьютера поблизости) или в условиях, когда доступ в интернет-банк затруднен или нежелателен (например, есть опасность перехвата паролей при использовании чужого компьютера). Таким образом, главными функциями мобильного банка являются получение баланса счетов и истории транзакций, оплата услуг и переводы как на собственные счета, так и на счета других лиц.
С точки зрения информационных возможностей основной недостаток большинства существующих систем мобильного банкинга – отсутствие полноценного доступа к истории транзакций. Лишь 11 исследованных мобильных интерфейсов 6 банков предлагают просмотр истории транзакций без ограничений. Остальные 33 интерфейса 16 банков дают информацию с сильными ограничениями: либо по количеству транзакций (последние N транзакций), либо по дате (транзакции за последние N дней), либо по обоим критериям.
Рейтинг Android-приложений для банкинга
№ | Компания | Баллы |
1 | ВТБ24 | 8 |
2-3 | Московский Индустриальный Банк | 7 |
2-3 | Русский Стандарт | 7 |
4 | Банк Санкт-Петербург | 6 |
5-6 | Альфа-Банк | 5 |
5-6 | Газпромбанк | 5 |
7-8 | Московский Кредитный Банк | 4 |
7-8 | Ситибанк | 4 |
9 | Росбанк | 3 |
10 | Россельхозбанк | 2 |
11 | МДМ Банк | 1 |
Источник: Markswebb Rank& Report, 2012
С точки зрения платежных возможностей наиболее характерный минус российских мобильных банков – это невозможность совершить перевод физическому лицу в другой банк. Перевод по произвольным реквизитам возможен только в 15 исследованных мобильных интерфейсах 7 банков. Причем у половины из них перевод возможен только по номеру банковской карты получателя. Переводы физическому лицу по шаблону, созданному в интернет-банке, возможны чуть более широкому кругу – такую возможность предоставляют уже 22 исследованных мобильных интерфейса 10 банков, включая “Альфа-банк” и “Ситибанк”, в мобильных банках которых внешние переводы возможны только по заранее созданным шаблонам. Подобная картина наблюдается и с внутренними переводами. Функция перевода средств между собственными счетами с конвертацией валюты реализована только в 23 мобильных интерфейсах 12 банков.
Рейтинг iPhone-приложений для банкинга
№ | Компания | Баллы |
1-2 | ВТБ24 | 8 |
1-2 | Газпромбанк | 8 |
3-4 | Московский Индустриальный Банк | 7 |
3-4 | Русский Стандарт | 7 |
5 | Сбербанк России | 6 |
6 | Альфа-Банк | 5 |
7-9 | Московский Кредитный Банк | 4 |
7-9 | Ситибанк | 4 |
7-9 | Ханты-Мансийский Банк | 4 |
10 | Росбанк | 3 |
11 | ХоумКредит Банк | 2 |
12 | МДМ Банк | 1 |
Источник: Markswebb Rank& Report, 2012
Самой часто встречающейся платежной функцией мобильных банков стала оплата услуг сотовой связи. Возможность заплатить мобильному оператору по произвольно заданному номеру телефона предлагают почти все банки, имеющие интерфейсы мобильного банкинга – 38 мобильных интерфейсов 19 банков. Полноценный спектр платежных возможностей, включая оплату различных услуг, переводы физическим и юридическим лицам, конвертацию валюты, а также использование шаблонов операций и повторы из истории транзакций, реализуют лишь единицы среди исследованных мобильных банков. К таким относятся мобильные интерфейсы ВТБ 24, мобильные сайты-банкинги банка “Санкт-Петербург” и “Промсвязьбанка”, iPhone приложение “Газпромбанка”.
Безопасность пользователей
Особое внимание исследование Mobile Banking Rank 2012 уделяет вопросам безопасности мобильного банкинга и, прежде всего, формам авторизации в мобильном банке и формам подтверждения транзакций, инициируемых в мобильном банке. ВТБ 24, лидер рейтинга, получил лишь 1 балл из 3 возможных в категории безопасности и удобства средств авторизации, используя для входа в мобильный банк и для подтверждения операций одноразовые пароли, напечатанные на карте под защитным слоем. Такая форма, по оценкам экспертного совета агентства Markswebb Rank & Report, предоставляет высокую степень защиты, но одновременно с этим является самой неудобной для пользования.
Оптимальной, по оценкам экспертов, формой авторизации на вход в мобильный банкинг являются логин и пароль, аналогичный паролю для входа в интернет-банк, дополненный одноразовым паролем по SMS, либо логин и специальный пароль для входа в мобильный банк, отличающийся от пароля для интернет-банка. Подобные формы авторизации на вход в мобильный банк реализованы в 19 мобильных интерфейсах 9 банков.
Наилучшей с точки зрения безопасности и удобства формой подтверждения транзакций в мобильном банкинге, по оценкам экспертов, являются одноразовые пароли по SMS, либо многоразовый специальный пароль, используемый только для подтверждения транзакций. Подобные формы подтверждения транзакции реализованы лишь в 9 мобильных интерфейсах 6 банков.
Наталья Анищук