Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Какая аналитика нужна банкам

Необходимость использования аналитических инструментов для организации более эффективной работы в банке уже ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос в другом: способны ли типовые промышленные решения удовлетворить их нужды, или требуются специализированные отраслевые продукты? И готовы ли отечественные ИТ-компании предложить банкам такие решения?

Все возрастающая клиентоориентированность банков и рост конкуренции между ними вынуждают использовать аналитические ИТ-инструменты для решения самого широкого круга задач. "Сегодня BI-системы необходимы банковскому бизнесу так же, как учетные. Поддержка принятия решений на основе аналитических данных – это тренд, – говорит Андрей Висящев, председатель правления ЦФТ. – BI-системы помогают быстро и эффективно оценивать продажи банковских продуктов, управлять рисками, находить неявные связи, мешающие развиваться быстрее и успешнее. Если банк действительно заинтересован в увеличении объема своих услуг, улучшении собственных бизнес-процессов, ему необходима BI-система".

Коллегу поддерживает и Владимир Коровкин, руководитель практики BI компании "Астерос Консалтинг": "Эффективная BI-система сегодня – такой же обязательный элемент для финансового учреждения, как и АБС". Станислав Лазуков, руководитель направления систем банковской бизнес-аналитики компании "Прогноз", подчеркивает, что система класса Business Intelligence на сегодняшний день де-факто является ключом к построению эффективной парадигмы управления любым бизнесом, и банковским не в меньшей, а, скорее, даже в большей степени.

Казалось бы, сегодня многие АБС предлагают расширенный набор отчетов. Но все они носят обязательный характер, предназначены для регулятора и не приспособлены к гибкой настройке, изменению параметров и алгоритмов расчета аналитических показателей. Это делает невозможным проведение оперативного и разностороннего анализа. Более того, формирование таких отчетов сопряжено с целым рядом трудностей, а именно – повышенной нагрузкой на АБС, отсутствием историчности изменений и так далее. В этих условиях хранилища данных и витрины, обрабатываемые средствами специализированного BI-инструментария, переходят в категорию must have.

Источник проблем

Евгений Курилович, директор отделения аналитических технологий компании "Форс", ссылается на собственную практику: "Мы неоднократно убеждались в том, что применение специализированных инструментов при подготовке различных видов финансовой и управленческой отчетности, проведении анализа выполнения плановых показателей гораздо удобнее и результативнее. Однако, к сожалению, во многих банках эти задачи по-прежнему решаются в "ручном" режиме: при помощи таблиц Excel или с использованием неприспособленных для этого информационных систем, например транзакционных АБС". При этом данные агрегируются из различных, часто разнородных источников, данные не консолидированы.

Вот почему на рынке объективно возникла потребность в специализированном программном продукте класса BI, который учитывал бы особенности российского банковского бухгалтерского учета и отчетности, предоставлял разнообразные возможности полнофункционального анализа, эффективного хранения и обращения к данным, загрузки и обработки данных из разнородных систем-источников.

Современный функционал

Помимо стандартных требований к BI-системе, таких, как масштабируемость, интегрируемость, наличие широкого набора средств визуализации, мобильность и безопасность, банки предъявляют и ряд специфических требований. Как поясняет Илья Небесный, директор департамента прикладных финансовых систем компании "Инфосистемы Джет", условно можно выделить три крупных направления использования BI-систем в банках: управление эффективностью бизнеса, управление рисками, повышение объемов продаж и результативности маркетинговых мероприятий.

Станислав Лазуков перечисляет конкретные требования к функциональности: современная BI-система в банке должна обладать встроенными инструментами OLAP-анализа, data-mining и моделирования, построения отчетов, ad-hoc запросов, которые позволяют оперативно, при отсутствии навыков программирования или работы с формулами, получить ответы на многочисленные вопросы. Процессы поддержки и обслуживания BI-системы в банке также требуют особого внимания – с одной стороны, предъявляются более мягкие требования с точки зрения отказоустойчивости, а с другой – BI-система должна оперативно реагировать на изменяющиеся потребности бизнеса. "Кроме того, банковские аналитические системы должны не только удовлетворять потребностям собственно банка, но и позволять оперативно реагировать на новые требования регуляторов – как рутинные, так и разовые", – добавляет Владимир Коровкин.

Каков банк – таков BI

Проектов по внедрению аналитических систем и хранилищ данных в банках становится все больше, хотя по-прежнему речь идет преимущественно о крупных банках, где внедряются мощные и дорогие аналитические системы. К примеру, "Сбербанк" выбрал платформу SAS. "Система нацелена на консолидацию, обработку и анализ клиентских данных, полученных из различных учетных систем", – говорит Максим Мозговой, начальник отдела анализа клиентской базы "Сбербанка". Банк хочет создать единую базу консолидированной информации по всем клиентам, иметь возможность строить на агрегированных данных любые аналитические модели. Для анализа среднесрочных трендов используются учетные записи за 1–2 года, текущих – за последние полгода.

Однако не всем банкам такие системы, с одной стороны, доступны, а с другой – нужны. Отечественные интеграторы предлагают более экономичные, "легкие" и гибкие решения, разработанные специально для российских финансово-кредитных учреждений. Так, компания "Прогноз" предлагает целую линейку продуктов для банковского сектора на базе одноименной платформы – первой из российских ИТ-решений, попавших в магический квадрант Gartner по бизнес-аналитике. Это решения с функциональностью data discovery, regulatory compliance, MIS/EIS, risk-management и другие.

"Форс" продвигает собственный полнофункциональный тиражируемый продукт, разработанный на промышленной платформе Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition Plus. Решение включает весь спектр инструментов бизнес-анализа: интерактивные информационные панели, средства формирования регламентированной отчетности, исполнения нерегламентированных запросов, механизм уведомлений и элементы "мобильной" аналитики. Базовая версия решения включает готовый набор отчетов по структуре баланса, доходов и расходов, кредитному и депозитному портфелю, начислениям и просрочкам.

ЦФТ в составе своего комплексного решения "БИК ЦФТ-Банк" реализовал отдельную функциональность по информационным панелям показателей (dashboards).

Заинтересованные лица

Несмотря на все более растущую осведомленность бизнес-сообщества о возможностях аналитических систем, по-прежнему бытует мнение, что аналитика нужна только профессионалам, что это сложно для понимания и требует обладания специальными знаниями. На самом деле это далеко не так. "Спектр пользователей банковской BI-системы очень широк. Помимо бухгалтерии и топ-менеджмента, в него входят продуктовые и риск-менеджеры, кредитные менеджеры и комитеты, специалисты по инвестициям, комплаенс-специалисты, а также сотрудники финансовых, казначейских служб и маркетологи", – убежден Владимир Коровкин.

Это мнение разделяет и Андрей Висящев: "Среди ключевых пользователей BI-системы в банке – управление по продаже банковских продуктов, клиентские отделы, финансовая служба банка, риск-менеджеры. Если стоит задача проведения целевой рекламной кампании, то BI-система просто незаменима". Он приводит простой пример: рассылка сообщения о новом продукте по всей клиентской базе. Если конкретному клиенту заведомо неинтересен данный продукт, все расходы на доставку до него этой информации будут напрасными. Более того, такое безадресное обращение вызовет раздражение. Если же сделать выборку по заданным параметрам и направить это предложение только тем клиентам, которые могут быть в нем заинтересованы, то, во-первых, будут существенно сокращены расходы, а, во-вторых, уровень положительной реакции на это предложение резко возрастет.

Помимо непосредственных пользователей – руководства и подразделений, ответственных за подготовку внутренней и внешней отчетности, другие департаменты банка тоже получат весомые преимущества в результате внедрения специализированного BI-решения, уверен Евгений Курилович. "В ИТ-службах снимутся, по крайней мере, частично, внеплановые работы по реализации нерегламентированных запросов по требованиям бизнес-пользователей. Подразделение информационной безопасности получит возможность установить и поддерживать соответствующую современным стандартам безопасности ролевую модель доступа с разграничением на уровне отчетов, бизнес-сущностей и срезов данных", – завершает он мысль.

Таким образом, можно смело утверждать, что сегодня банкам нужна специализированная отраслевая аналитическая система, обладающая функциональностью промышленной платформы. Причем ее внедрение облегчит жизнь не только аналитикам и руководству высшего и среднего звена, но и прочим специалистам, обеспечивающим создание и поддержку конкурентных преимуществ банка.

Вера Семушина