Разделы

Цифровизация ИТ в банках

ИТ-апгрейд банков: медленно, но верно

Российские банки продолжают "голосовать кошельком" за постепенный и планомерный ИТ-апгрейд. Никаких "кавалерийских наскоков" и призывов "ударить мегапроектом по недостатку необходимых сервисов" не наблюдается на банковском рынке с докризисных времен. Такой подход поддерживается интеграторами и признается ими разумным и взвешенным. Масштабная, но постепенная информатизация сегодня характеризуется вполне определенными технологическими предпочтениями. При этом моду на ИТ диктуют банкам как собственные клиенты, так и конкуренты.

Если в докризисные времена банки и их партнеры-интеграторы предпочитали договариваться друг с другом чуть ли не на всю жизнь, подписывая договора о долгосрочном сотрудничестве в рамках проектов тотальной информатизации, то в последние годы ситуация изменилась. Быстро меняющийся рынок вынуждает партнеров эффективно взаимодействовать на коротких дистанциях и не брать на себя слишком длительных обязательств. Впрочем, и у таких отношений может быть долговременная история. Но без излишнего риска.

Руководитель отдела по работе с финансовыми организациями компании Softline Андрей Фураев подчеркивает, что даже небольшие проекты должны развиваться в рамках единой концепции. "Банк не должен метаться из одной крайности в другую, а должен иметь понимание, что он в результате хочет получить на выходе", – отметил он в беседе с CNews.

Причин, по которым и банки, и интеграторы проявляют осторожность, достаточно, преимуществ реализации как крупномасштабных, так и небольших ИТ-проектов – тоже. Руководитель дирекции системной интеграции компании TopS BI Эдуард Лысенко считает, что, с одной стороны, выполнение больших проектов в банках для солидного интегратора всегда интереснее, поскольку предполагает более статусную работу, которая имеет шанс получить заметные отклики на рынке. "С другой стороны, большие проекты сложнее уже потому, что несут в себе намного больше рисков, требуют высочайшей квалификации и накладывают огромную ответственность, – рассказал он CNews. – Если ИТ-компания взялась за 10 маленьких проектов, но 5 из них завершились неудачно, то она, скорее всего, не проиграет, так как у нее останется 5 хороших проектов. Один же крупный долгосрочный проект, который закончится провалом, может поставить крест на всем бизнесе интегратора".

Впрочем, по словам г-на Лысенко, крупные интеграторы нечасто берутся за мелкие проекты: себестоимость их участия высока, и им необходимо соблюдать нормы рентабельности. "Исключением являются те случаи, когда с заказчиком есть долгосрочные отношения. Выполняя ряд крупных проектов, компания может параллельно браться и за мелкие, – отмечает он. – Для заказчика это удобно: предпочтительнее заплатить дороже проверенному партнеру, чем передать контракт нишевому интегратору. В идеале портфолио интегратора включает достаточное количество как крупных, так и небольших проектов. Чтобы этого добиться, нужно уметь работать на высоком корпоративном уровне, постоянно отрабатывать новые компетенции и создавать новые решения".

Основные векторы

Эксперты выделяют несколько направлений развития крупных ИТ-проектов в российских банках, пользовавшихся в 2011–2012 гг. наибольшей популярностью. Первое из них связано с тенденцией повышения требований к качеству данных. "Это очень важно, поскольку у банков появились различные онлайн-сервисы. Как следствие, существенно возрастает нагрузка на инфраструктуру, к чему банки не всегда оказываются готовы, – отмечает г-н Лысенко. – В ситуации, когда качество инфраструктуры не отвечает современным требованиям, правильнее не затыкать дыры, а планомерно повышать уровень имеющихся систем, внедряя системы аналитики, контроля и мониторинга, резервирования и другие решения, направленные на обеспечение отказоустойчивости".

Еще один актуальный тренд банковской информатизации, по оценке г-на Фураева, – это централизация ресурсов. "Банк – это широкая филиальная сеть, и централизация позволяет сократить время на внедрение/модернизацию той или иной части ИТ-инфраструктуры банка, – отмечает он. – Кстати, поэтому и создается впечатление, что крупномасштабные проекты в банках закончились. Но это не так: они лишь перешли в иную плоскость развития. Зато стали актуальны другие проекты, такие, как обслуживание удаленных офисов. Отмечу, что у нас уже есть ряд контрактов обслуживания территориально распределенных банков".

Отчетливая тенденция последних лет – развитие "облаков", констатирует г-н Лысенко. Все знают о главных преимуществах такого способа организации ИТ для клиентов: не надо создавать огромную ИТ-инфраструктуру, нанимать дорогостоящую команду для ее поддержки, "облачная" инфраструктура удобна для предоставления сервисов. Но пока банки очень трепетно относятся к своим данным и предпочитают их хранить у себя.

Однако крупные облачные проекты в банках все-таки стали частью бизнеса российских интеграторов. Так, в Softline отмечают, что перевод ряда клиентов в виртуальную среду с помощью продуктов VMware и Citrix позволил заказчикам получить гибкую систему, обеспечивающую постоянную доступность и бесперебойную работу всех сервисов.

Банки становятся все более клиентоориентированными, они стремятся внедрять ИТ-решения, максимально упрощающие взаимодействие с клиентом и повышающие эффективность этого взаимодействия. Г-н Лысенко отмечает, что основное преимущество банка сегодня – не набор услуг, а уровень сервиса. "Одна из ярких тенденций 2012 г. – переход на новые CRM: банки внедряют более совершенные системы управления взаимоотношениями с клиентами, проводят интеграцию этих систем с контакт-центрами, социальными сетями, – рассказывает он. – В результате банки получают информацию из различных каналов и имеют возможность более адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынке".

Еще два приоритетных направления реализации крупных проектов – внедрение систем электронного документооборота и автоматизированных банковских систем. "Сейчас мы наблюдаем целую волну проектов по замене АБС, – комментирует г-н Лысенко. – Интересно, что на российский рынок пришли зарубежные АБС-вендоры, которые стараются потеснить ЦФТ, "Диасофт" и другие компании".

Большой пласт новых ИТ-проектов в последние годы связан с бизнес-аналитикой. Банки осознают, что возможность оперативной обработки информации и качество данных сильно влияют на работу. На российском рынке работают банки с иностранным капиталом, для которых переход на западные BI-системы по сути является корпоративным стандартом. Еще одно значимое направление, по мнению г-на Лысенко, – модернизация инфраструктуры, в особенности сегмента систем хранения данных. "Предыдущий всплеск интереса к внедрению СХД пришелся на период бурного развития банковского рынка в 2007–2008 гг., но сейчас эти системы устарели и объективно необходима их замена на более мощные, – отмечает он. – Также в 2012 г. в банках реализуется много проектов по замене серверов и сетевого оборудования: то, что внедрялось до кризиса, также уже успело устареть".

"Основные наши крупные проекты в банках связаны с программными продуктами и решениями Microsoft, составляющими значительную долю оборота, – рассказал CNews г-н Фураев. – В 2011–2012 гг. мы реализовали в банковской сфере ряд проектов стоимостью от $1 млн". Среди наиболее значимых он называет создание сервиса восстановления почтовой системы, в результате которого клиент получил возможность восстанавливать свою почту в течение трех часов вместо нескольких дней. Г-н Фураев также отметил, что в прошедшем году очень сильно возрос спрос на проекты в сфере информационной безопасности, в частности - тестирование на проникновения.

И, наконец, важную роль продолжают играть проекты, связанные с обеспечением и развитием мобильного банкинга. Так, в 2011 г. для клиентов стали доступны мобильные банковские приложения на популярных платформах iOS, Android и Windows Phone 7. Количество клиентов мобильного банкинга постоянно растет, поскольку подобное взаимодействие становится все более удобным.

Ни шагу без профессионалов

Банковский сектор традиционно является активным потребителем ИТ-решений и услуг, ведь ИТ для банков – это бизнес образующие технологии. Нелишним будет добавить, что при реализации ИТ-проектов (и крупных это касается в первую очередь) банки давно уже не рассчитывают исключительно на силы внутренних ИТ-подразделений. "Конечно, банки стараются внутри себя развивать необходимые компетенции, чтобы меньше зависеть от ИТ-интеграторов, – отмечает г-н Лысенко. – Но, отдав выполнение ряда функций независимой компании-эксперту, ИТ-директор банка высвобождает ресурсы для решения высокоуровневых задач".

Текущий уровень развития банковского бизнеса предъявляет высокие требования к руководителю ИТ: сегодня он должен не просто разбираться в "железе" и софте. Владея знаниями о технологиях, ИТ-продуктах и корпоративных ресурсах, он должен адекватно решать задачу развития ИТ в интересах бизнеса, уметь обосновать ценность того или иного внедрения. К сожалению, таких людей пока немного, они встречаются даже не в каждом крупном банке. Поэтому банки традиционно заинтересованы в сотрудничестве с высокоуровневыми интеграторами, способными предлагать оптимальные решения, соответствующие задачам банковского бизнеса.

Юлия Аршевская