ИТ в банках: «Ледниковый период» завершится через пару лет
Несмотря на всю сложность ситуации на российском финансовом рынке сегодня, ИТ-директора банков сохраняют умеренный оптимизм. Необходимость сокращать расходы или импортозамещать, по их мнению, оборачивается новыми возможностями. Эти возможности и новые стратегии обсудили на конференции «ИКТ в финансовом секторе 2015», организованной CNews Conferences при поддержке CNews Analytics 24 марта 2015 г.«Текущий момент напоминает ледниковый период: у всех все замораживается и приостанавливается. Мы верим, что этот период не будет долгим. Надо готовить почву для дальнейших проектов уже сейчас и оптимизировать текущие», — отметил Андрей Кузнецов, генеральный директор Axxiome CIS. Далеко не все участники мероприятия разделили такой пессимизм по поводу состояния банковской информатизации сегодня, однако многие ожидают окончания кризиса через пару лет и готовятся встретить этот момент с новыми проектами и в полной конкурентоспособности. Еще одну оборотную сторону кризиса заметили в «Росбанке»: сегодня появилась возможность привлечь квалифицированных ИТ-специалистов по приемлемой цене для развития новых проектов.
Не вполне подтверждает ситуацию ледникового периода и текущий статус банковских ИТ-проектов, и в целом – их сохраняющееся внимание к ИТ. Так, с 4-го квартала 2014 г. в компании Microsoft наблюдают неожиданно возросшую активность российских заказчиков, в том числе из банковской отрасли. «Спрос существенно возрос по сравнению с 2012-2013 гг. Спада в первом квартале 2014 г. мы пока не видим», — отмечает Александр Гришин, руководитель отдела cервисного департамента Microsoft.
Изменение экономической ситуации, безусловно, заставляет банки корректировать свои ИТ-стратегии. Например, в «Росбанке» переориентировались с развития кредитных продуктов на совершенствование инструментов транзакционного бизнеса. При этом, что примечательно, банк не уменьшил свой ИТ-бюджет в рублях, рассказал Денис Сотин, директор по информационным технологиям «Росбанка». «Несмотря на события ноября и декабря, по проектному бюджету не было пересмотрено ни одной цифры», — подчеркнул он. Тем не менее, перед банком стоит задача снижения операционных расходов, на 2015 г. в части ИТ поставлен ориентир в пределах 10–15%. «Эта цифра не является недостижимой. Есть возможности для более глубокой экономии. Сейчас нами реализуется более 100 инициатив по снижению расходов по разным направлениям», — поделился Денис Сотин.
Аналогичные инициативы применяются и в «Промсвязьбанке», рассказал Андрей Леушев, старший вице-президент и руководитель блока развития «Промсвязьбанка». Банк стремится свести к минимуму затраты на вендорскую поддержку, и в частности, активно использует Open Source в ситуации сокращения ИТ-бюджета на 40%.
Облака и банки
«Нельзя считать публичные облака закрытой темой для банков», — убежден Александр Гришин вопреки распространенному мнению, что банки как консервативные организации, уделяющие много внимания безопасности, предпочитают строить частные облака. Спикер привел данные недавнего исследования российского облачного рынка компании IDC, согласно которому банки активнее других отраслей строят частные облака, а по числу проектов внедрения публичных облаков находятся на втором месте в списке после ритейла.
Эксперт считает, что именно облачная платформа позволяет задействовать все преимущества современных технологий, такие как совместная работа, мобильность, большие данные, омниканальность и др. Гришин рассказал о недавно анонсированной в России инициативе партнерских облаков. В ее рамках облачные сервисы на платформе Microsoft предоставляются российскими провайдерами из дата-центров, расположенных в РФ. «Это наши проверенные партнеры, которые готовы вкладываться в развитие соответствующего направления бизнеса, однако, дверь открыта, и их список может увеличиваться», — говорит Александр Гришин.
Из облака банк может получить сегодня целый ряд продуктов, включая даже АБС. О планах вывода на российский рынок облачной АБС на базе платформы SAP Сore Banking рассказал Андрей Кузнецов. Возглавляемая им компания Axxiome CIS — партнер SAP в области внедрения банковских систем — в России появилась в 2014 г. «Мы прорабатываем модель облачной платформы, ориентированной на банки уровня топ 30-60, которые хотят использовать современную платформу, но не могут позволить себе расходы на традиционное внедрение», — говорит Кузнецов.
В компании Axxiome разработана методология предпроектной работы, позволяющей соотнести бизнес-стратегию с конкретными проектами трансформации, необходимыми для достижения стратегических бизнес-задач и провести тщательное планирование. «Между стратегией и результатом есть минные поля, ошибки на которых становятся причинами больших расходов», — отметил Кузнецов. По его словам, в результате консалтингового проекта в одном из банков СНГ удалось сократить на треть объем оборудования, и заказчик отказался от планируемого проекта внедрения новой системы, решив доработать имеющуюся. «Да, мы сыграли против ожиданий вендора, но зато выступили на стороне заказчика, и в этом для нас большая ценность», — резюмировал Андрей Кузнецов. Несмотря на некий скепсис банковских экспертов, Кузнецов видит нишу для SAP Core Banking в России даже в сложившихся условиях.
Кризис и аутсорсинг
«Аутсорсинг сейчас действительно в тренде», — констатирует Руслан Вагизов, исполнительный директор компании ICL Services, предоставляющей услуги ИТ-аутсорсинга на российском и международном рынках. В последнее время в компанию приходит очень много запросов от компаний, желающих сократить затраты на поддержку, рассказывает эксперт. Причину всплеска интереса он видит в том, что аутсорсинг позволяет выровнять денежные потоки и запустить сразу несколько проектов вместо одного. Чтобы еще больше сократить первоначальные вложения в проект, в ICL Services решили в ряде случаев включать стоимость проектной фазы в стоимость сервиса, чтобы «размазать» расходы заказчика на более длительный период.
Сможете ли вы обеспечить SLA, если мы откажемся от вендорской поддержки? Такой вопрос все чаще задают российские заказчики ICL Services в связи с тем, что услуги западных вендоров становятся очень дорогими. «Наши клиенты понимают, что 95% вопросов, адресованных вендору, такому как, например, NetApp, могут решить наши сертифицированные специалисты, и готовы отказаться от вендорской поддержки, стоимость которой становится неподъемной. Для нас здесь есть определенный риск, потому что вендор играет важную роль в решении инцидентов, но мы стараемся быть гибкими. С одной компанией мы перешли на исключительно нашу поддержку, другой предложили более дешевые сервисы от вендора», — рассказал Руслан Вагизов.
Распределение проектов ИТ-аутсорсинга по отраслям
Источник: TAdviser, 2014
Новые условия повлияли и на международный бизнес компании. «Интерес к нашим сервисам на Западе растет, так как мы стали более конкурентоспособными с точки зрения цены, но политическая ситуация отчасти нивелирует это преимущество». В том числе, чтобы успокоить иностранных клиентов, ICL Services разработали план обеспечения непрерывности сервисов, который, например, включает такие меры, как перевоз сотрудников в безвизовые страны в случае необходимости.
Однако банки сохраняют ряд вопросов, в том числе, к уровню зрелости аутсорсинговых услуг. Так, вице-президент и главный исполнительный директор по ИТ банка «Уралсиб» Александр Шестаков считает российский рынок недостаточно зрелым для комплексного ИТ-аутсорсинга, примеры которого есть на Западе. Проблему он видит в отсутствии достаточного числа сильных игроков и ограниченном спектре сервисов.