Разделы

Цифровизация ИТ в банках

ИТ в банках: автоматизировать и анализировать, чтобы оптимизировать

14 ноября 2013 г. участники банковской секции CNews Forum 2013 собрались вместе, чтобы понять, как далеко зашли российские банки в применении аутсосинга, какие нравственные проблемы вызывают решения Big Data в российском банковском бизнесе и есть ли пределы в мобилизации корпоративного банкинга.

В России банки являются третьим потребителем ИТ после госсектора и телекоммуникационных компаний. Являясь одновременно и инновационными и очень консервативными, финансовые учреждения медленно двигаются в сторону аутсорсинга. На российском облачном небосклоне появляются первые ласточки: уже несколько банков доверили внешнему ИТ-поставщику ядро информационной системы банка – АБС.

Сергей Гречко, директор блока банковских сервисов ГК ЦФТ, считает, что некорректно говорить о неготовности банков к аутсорсингу, потому что все банки отдают какие-либо функции внешним поставщикам, даже если это клининг или внешняя печать. В случае в АБС аутсорсинг может быть полным или частичным. По данным исследования Aite Group, в 2012 г. 49% локальных банков США осуществляют аутсорсинг АБС и число таких банков растет, в 2006 г. их было всего 32%. У российской ГК ЦФТ есть уже 6 клиентов, осуществляющих комплексный аутсорсинг АБС, скоро к этому числу присоединятся еще 2 финансовых учреждения. Первым клиентом ЦФТ в комплексном аутсорсинге АБС стал банк МФК, который благодаря этому шагу сократил штат ИТ-специалистов на 30 человек. Позднее к нему присоединились «Экспобанк», «Монолит» и другие банки.

Банки, не готовые к смелому аутсорсингу, совершенствуют инсорсинг. Алексей Зеленов, директор департамента управления сервисов ИТ «Хоум Кредит Банка», рассказал об опыте своего финансового учреждения по повышению качества ИТ-поддержки в рамках «Года заботы о пользователе».

Источник: «Хоум Кредит Банка», 2013

Благодаря созданию выделенной поддержки VIP-пользователей, решение инцидентов высокой важности стало занимать на 51% меньше времени, чем решения инцидентов от обычных пользователей. Для VIP пользователей организована отдельная квалифицированная группа поддержки, реализован выделенный канал дозвона в службу поддержки. Удалось сократить среднее время ожидания на линии дозвона в service desk с 2 минут до 30 секунд. Количество повторных обращений по одной и той же проблеме сократилось вдвое. В итоге вырос рейтинг ИТ-подразделения банка и степени удовлетворенности его работой у сотрудников. Алексей Зеленов видит главный результат проведенных преобразований в повышении доверия бизнеса к ИТ.

Зачастую первым шагом в сторону аутсорсинга становится передача внешнему поставщику функции печати. Николай Дмитриев, директор по развитию бизнеса компании Konica Minolta, рассказал, что, по его мнению, переход на полный аутсорсинг печати правильно начинать с аудита парка печатающих устройств, оптимизации расстановки оборудования и введения правил печати. Мониторинг печати, который ИТ-компания может вести без интеграции в сеть заказчика, позволяет сократить объемы печати на 27%, так как сокращается неконтролируемое использование сотрудниками оборудования в личных целях. В деятельности компании спикера был случай, когда в результате аудита и аутсорсинга печати парк оборудования в организации был сокращен со 180 до 4 устройств.

Big Data: нравственные проблемы и неисчерпаемые возможности

Андрей Леушев регистрировался на CNews Forum, еще работая в «Сбербанке», а пришел на форум уже в качестве заместителя руководителя корпоративного блока «Промсвязьбанка». Андрей Леушев поделился своим представлением о месте Big Data в российской банковской отрасли.

В отличие от традиционной отчетности, которую спикер сравнил с плановым анализом крови, Big Data позволяет вести непрерывную диагностику и мониторинг. Big Data дает возможность банкам собирать огромный массив уникальных данных, связывать друг с другом данные совершенно различной природы, находить и сопровождать как совершенно банальные, так и фантастические зависимости, строить прогноз и план на основе этих зависимостей, управлять продуктами, каналами продаж, технологиями, опускаясь до мельчайших деталей. По мнению Андрея Леушева, технологии Big Data связаны с тремя важными нравственными проблемами. Во-первых, клиентский менеджер вынужден признать, что за ним постоянно следят. Во-вторых, приходится поверить в непостижимые зависимости. А в-третьих, менеджер должен найти в себе силы слепо, но с энтузиазмом выполнять поручения машины.

Стадии технологий Big Data

Источник: SAS Institute Inc., 2013

Руководитель управления информационных технологий «Ситибанка» Федор Прохоров перечислил основные области применения инструментов Big Data в банках. Это анализ настроения клиентов и их отношения, моделирование рисков, борьба с мошенничеством, анализ маркетинговых кампаний, удержание клиентов, анализ социальных связей, комплексный анализ качества обслуживания, рекомендации и перекрестные продажи.

Как автоматизировать креатив

Одновременно с распространением в банках систем класса BPM встал вопрос, как найти место для инноваций, когда все процессы в компании строго регламентированы. Вице-президент по развитию бизнеса в финансовом секторе компании «Ланит» Денис Реймер посвятил свой доклад интеллектуальным банковским ИТ-системам поколения 3.0. Он рассказал о системах Case Management, которые позволяют создавать новые процессы на основе креативных решений, совершенствующих работу организации. Решения Case Management делают возможным быстрое внедрение изменений.

Сочетание систем BPM и Case Management позволяет управлять развитием компании, увеличивать бизнес, одновременно сокращая издержки. Примером сочетания таких систем может служить платформа Pega, при помощи которой уже автоматизированы 15 операционных бизнес-процессов в «Сбербанке». Конечная цель внедрения – высвобождение ресурсов и внедрение электронного документооборота. В этом году к внедрению платформы также приступил «Альфа-Банк».

В то время, когда крупнейшие банки внедряют передовые технологии, малые и средние банки стремятся наработать такие преимущества, которые помогут выдержать конкуренцию с финансовыми гигантами. По мнению Виталия Занина, директора по маркетингу и работе с клиентами компании «ПрограмБанк», торопиться и покупать последние разработки не стоит. Одновременное обновление бизнес-стратегии и внедрение новейших технологий создает двойные риски, к которым могут оказаться особенно чувствительны небольшие финансовые учреждения.

Алексей Зотов: Прогрессивные банки зарабатывают на каналах ДБО

Алексей Зотов

Алексей Зотов, руководитель направления развития мобильных решений компании BSS, рассказал об основных трендах и динамике российского рынка банкинга, а также поделился своим видением его дальнейшего развития.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка банкинга в 2013 году?

Алексей Зотов: Можно отметить, что в 2013 году стала очевидна разница в подходах к развитию систем банкинга в российских банках в зависимости от размера и специфики их работы. Прогрессивные банки зарабатывают на каналах ДБО, заинтересованы в их развитии и конкурентном преимуществе и активно развивают системы банкинга, внедряя новые удобные для пользователей сервисы и продукты. Остальные банки заинтересованы в оптимизации стоимости владения программными системами и ИТ-инфраструктурой – они ждут от вендоров недорогих типовых решений, покрывающих базовый функционал предметной области, легко и быстро внедряющихся в промышленную эксплуатацию.

Читать далее

Александр Чухланцев: BI-системы начинают применять по своему истинному предназначению

Александр Чухланцев

Александр Чухланцев, директор департамента по работе с компаниями финансового сектора компании R-Style, рассказал о том, какие тренды мирового рынка и процессы в сфере информатизации деятельности органов государственной власти влияют на ход информатизации российских банков.

CNews: Какие процессы в сфере информатизации деятельности органов государственной власти влияют на ход информатизации российских банков? Насколько сильно проявляется это влияние?

Александр Чухланцев: Сейчас продолжается переход на электронное межведомственное взаимодействие. Это очень важный этап реализации системного проекта по совершенствованию государственного механизма управления, ориентированного, в первую очередь, на запросы граждан и интересы общества.

Читать далее

Николай Дмитриев: В данный момент нет устойчивого тренда к резкому снижению количества бумажных документов

Николай Дмитриев

Николай Дмитриев, директор по развитию бизнеса компании Konica Minolta, оценил эффективность организации печати на российских предприятиях, рассказал о проблемах, возникающих при переходе на аутсорсинг печати, а также выделил основные преимущества.

CNews: Как вы оцениваете эффективность организации печати на российских предприятиях по сравнению с компаниями, присутствующими на развитых рынках?

Николай Дмитриев: В настоящее время в России все больше компаний осознают необходимость профессионального управления печатной инфраструктурой и, как следствие, все быстрее переходят на аутсорсинг печати и документоемких процессов. По сравнению с Европой, где аутсорсинг управления печатной инфраструктурой является обычной практикой, Россия в данном вопросе находится на начальной стадии.

Читать далее