Е-commerce чудо в Бразилии: подробности
Рынок электронной коммерции Бразилии — самый крупный в Латинской Америке, являясь вместе с тем наиболее динамичным сектором экономики страны. Аналитики прогнозируют, что объем национального рынка e-commerce к 2015 г. достигнет показателя $20 млрд — это почти в два раза больше, чем в прошедшем году. Такой стремительный рост связывают с мерами правительства, ориентированными на максимальное распространение в Бразилии информационных технологий вообще и высокоскоростного интернета в частности.Тезис о том, что развитие e-commerce в Бразилии напрямую коррелирует с показателями проникновения интернета, подтверждает официальная статистика. Согласно данным правительственного портала brasil.gov.br, ежегодный рост рынка электронной коммерции в стране составляет не менее 20—25%. Оборот компаний — операторов данного сектора в 2012 г. был равен $11,5 млрд. За последние 12 лет уровень проникновения интернета вырос в 65 раз. По данным Internet World Stats, веб-ресурса, аккумулирующего статистическую информацию в том числе по распространению интернета в мире, в июне прошлого года этот показатель уже превысил 45%. Общее число интернет-пользователей в Бразилии этим же источником оценивается в 88,5 млн человек (для сравнения: в России — 68 млн чел.).
Рейтинг стран по уровню проникновения интернета | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Страна | Количество пользователей (2000 г.), чел | Количество пользователей (2012 г.), чел. | Население (по данным 2011 г.), чел. |
% проникно- вения | % от числа пользова- телей в мире |
1 | Китай | 22 500 000 | 485 000 000 | 1 336 718 015 | 36,3 | 23,0 |
2 | США | 95 354 000 | 245 000 000 | 313 232 044 | 78,2 | 11,6 |
3 | Индия | 5 000 000 | 100 000 000 | 1 189 172 906 | 8,4 | 4,7 |
4 | Япония | 47 080 000 | 99 182 000 | 126 475 664 | 78,4 | 4,7 |
5 | Бразилия | 5 000 000 | 75 982 000 | 203 429 773 | 37,4 | 3,6 |
6 | Германия | 24 000 000 | 65 125 000 | 81 471 834 | 79,9 | 3,1 |
7 | Россия | 3 100 000 | 59 700 000 | 138 739 892 | 43,0 | 2,8 |
8 | Великобритания | 15 400 000 | 51 442 100 | 62 698 362 | 82,0 | 2,4 |
9 | Франция | 8 500 000 | 45 262 000 | 65 102 719 | 69,5 | 2,1 |
10 | Нигерия | 200 | 43 982 200 | 155 215 573 | 28,3 | 2,1 |
11 | Индонезия | 2 000 000 | 39 600 000 | 245 613 043 | 16,1 | 1,9 |
12 | Корея | 19 040 000 | 39 440 000 | 48 754 657 | 80,9 | 1,9 |
13 | Иран | 250 | 36 500 000 | 77 891 220 | 46,9 | 1,7 |
14 | Турция | 2 000 000 | 35 000 000 | 78 785 548 | 44,4 | 1,7 |
15 | Мексика | 2 712 400 | 34 900 000 | 113 724 226 | 30,7 | 1,7 |
16 | Италия | 13 200 000 | 30 026 400 | 61 016 804 | 49,2 | 1,4 |
17 | Филиппины | 2 000 000 | 29 700 000 | 101 833 938 | 29,2 | 1,4 |
18 | Испания | 5 387 800 | 29 093 984 | 46 754 784 | 62,2 | 1,4 |
19 | Вьетнам | 200 | 29 268 606 | 90 549 390 | 32,3 | 1,4 |
20 | Аргентина | 2 500 000 | 27 568 000 | 41 769 726 | 66,0 | 1,3 |
TOP 20 стран | 4 578 950 118 | 35,0 | 75,9 | |||
Остальной мир | 85 561 292 | 508 993 520 | 2 351 105 036 | 21,6 | 24,1 | |
Итого пользователей в мире | 360 985 492 | 2 110 765 810 | 6 930 055 154 | 30,5 | 100,0 |
В настоящее время в Бразилии действуют программы правительства по развитию доступа населения к мировой сети. Речь идет о «Плане развития широкополосного доступа в интернет» (O Plano Nacional de Banda Larga, PNBL) и «Плане «Глобальные ИТ» (TI Maior), предусматривающем стимуляцию национальных разработчиков программных продуктов, в том числе платформ для электронной коммерции.
Эти меры весьма позитивным образом сказываются на рынке e-commerce. Рост электронной коммерции в Бразилии, начиная с 2001 г., составил 4400%. Рост числа потребителей за аналогичный период составил 3536%. Лавинобразное развитие пришлось на 2006 г. В настоящее время уровень роста этого сектора рынка соответствует общемировым тенденциям.
Пользовательская активность
Согласно исследованиям, проведенным бразильской консалтинговой компанией GS&MD, 96% пользователей глобальной сети совершили хотя бы одну покупку в онлайн-магазинах. Важным фактором является индекс доверия к инструментам e-commerce. Он составляет, по данным упомянутого исследования, 64%, что превышает среднемировые показатели и позволяет рассчитывать на дальнейшую положительную динамику отрасли. Прогнозы в рамках нынешних тенденций таковы: в ближайшие 3 года Бразилия превратится в 4-й по объему рынок e-commerce в мире, уступая только США, Китаю и Японии.
Динамика активности пользователей услуг e-commerce в Бразилии | ||
---|---|---|
Год | Оборот, $млрд | Динамика, % |
2012 | 11,2 | 19,8 |
2011 | 9,35 | 26,4 |
2010 | 7,4 | 39,6 |
2009 | 5,3 | 29,3 |
2008 | 4,1 | 30,2 |
2007 | 3,15 | 43,2 |
2006 | 2,2 | 76 |
2005 | 1,25 | 42,9 |
2004 | 0,875 | 34,6 |
2003 | 0,65 | 54,8 |
2002 | 0,42 | 61,5 |
2001 | 0,26 | - |
Анализ профиля пользователя услуг электронной коммерции свидетельствует о том, что основными потребителями онлайн-магазинов являются граждане в возрасте от 35 до 49 лет — члены семей с ежемесячным доходом от $500 до $1500. Данная группа составляет 38% аудитории. Семьи с более высоким доходом ($4 тыс.) формируют лишь 9% от общего числа интернет-шоперов. Основу продаж электронной коммерции составляют следующие товары и услуги: бытовая техника, электроника, программное обеспечение и ИТ-услуги, компьютерная техника, услуги и товары для красоты и здоровья, модные товары и аксессуары. В целом эти показатели соответствует общемировым тенденциям.