Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Банки стоят на пороге нового витка развития хранилищ данных

Поддержание работы нескольких разрозненных хранилищ данных в банках становится все менее эффективным. Будущее за единым универсальным хранилищем, объединяющим данные из всех информационных источников и ресурсов в одно целое. Расширенная функциональность такого класса решений предполагает одновременную реализацию как аналитических задач, так и задач по подготовке отчетности для регулирующих органов.

Средства BI развивались от простейших инструментов отчетности над оперативными системами до современных высокотехнологичных корпоративных аналитических платформ. Это комплексные решения, в которых задействованы различные технологии: специальные возможности баз данных для обработки больших и очень больших информационных массивов; средства очистки и повышения качества данных; механизмы специальной аналитической обработки данных – OLAP и Data Mining; и наконец, весь спектр инструментов интерактивного анализа и представления информации пользователям, включая средства отчетности, формирования и исполнения запросов, многомерного оперативного анализа, мониторинга бизнес-активности, автоматических рассылок и уведомлений, "мобильной аналитики", принятия решений в реальном времени и другие.

Очень важно, чтобы все инструменты были технологически совместимы между собой и опирались на единое логическое описание предметной области – так называемый слой метаданных. Это позволяет сократить до минимума затраты на интеграцию, что осуществимо в том случае, когда система строится на основе решений и технологий одного производителя.

Банкам – свой BI

Специфика банковской деятельности накладывает отпечаток на требования, предъявляемые к BI-инструментарию. Во-первых, необходимо обрабатывать данные, поступающие из огромного числа источников – как внешних, так и внутренних. Во-вторых, перед банками стоит задача регулярной подготовки отчетности. В-третьих, информационные системы должны отвечать повышенным требованиям по отказоустойчивости, надежности и безопасности.

Свой отпечаток накладывает и то, с какой целью создается хранилище и в каком режиме оно будет использоваться. Очевидно, что чем шире круг пользователей и сложнее, разнообразнее решаемые ими бизнес-задачи, тем большей гибкостью должно обладать хранилище с возможностью создания дополнительных функциональных возможностей. Для работы с действительно большими объемами данных, одновременной реализации нескольких бизнес-задач требуются специализированные BI- решения, основанные на принципе распределенных вычислений и параллельной обработки данных. Отметим, что в крупном банке объем такой информации измеряется терабайтами.

Сергей Усачев, эксперт по банковской отрасли компании Teradata, отмечает следующие важнейшие функциональные характеристики, которыми должна обладать банковская BI-система: "Обеспечение контроля доступа пользователей к данным в соответствии с выделенными им правами доступа, формирование консолидированной отчетности на основе унифицированной нормативно-справочной документации, мониторинг качества данных в системах-источниках и возможность проведения ретроспективного и экстраполярного анализа".

Большинство аналитиков особо подчеркивают важность обеспечения качества данных, для чего необходима их быстрая загрузка, выверка и чистка. Напрямую данные из источников можно обработать далеко не всегда, и тогда требуется их обогащение и консолидация до поступления в хранилище. А это сопряжено с целым комплексом сложных методологических и организационных задач.

Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ, отмечает, что если раньше банки строили хранилища данных преимущественно для сбора отчетности, то на сегодняшний день в большинстве крупных банков эта задача уже успешно решена. Возник новый класс задач по расширению функциональности, модернизации и интеграции хранилищ данных с дополнительными источниками и системами.

Сергей Усачевобращает внимание на еще одну причину обращения к BI-инструментарию – потребность в прозрачности и управляемости бизнеса. Это особенно важно для крупных, территориально-распределенных банков. Единое хранилище данных позволяет получать от филиалов детализированную и достоверную отчетность в кратчайшие сроки. "Одновременно с этим централизуется не только методология, но и сам расчет аналитических и финансовых показателей, что минимизирует ошибки и повышает качество и достоверность отчетности", – уточняет эксперт.

Конвергенция идет

Однако осуществить такую интеграцию в рамках устаревшей ИТ-инфраструктуры невозможно. Консолидированное хранилище предполагает хранение и обработку информации, объем которой измеряется терабайтами. Яков Кириленко, главный специалист департамента реинжиниринга "ЛАНИТ-Терком", утверждает, что практически всегда требуется смена платформы, что позволяет одновременно решить две задачи. Во-первых, преодоление технологического отставания, и, во-вторых, осуществление технической унификации и централизации программно-аппаратного комплекса, что особо актуально для крупных банков с большой сетью филиалов и отделений. Кроме того, такая унификация и централизация позволяют значительно снизить уровень издержек на поддержку и сопровождение системы.

В результате перехода на единую, более современную платформу банк не только существенно повышает производительность аппаратного обеспечения и систем хранения данных, но и обеспечивает конвергенцию OLTP- и OLAP -систем, что означает возможность реализации многих аналитических методик непосредственно на транзакционных системах.