Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в банках

Банк "ТРАСТ" централизует ИТ

Проекты информатизации вычислительных систем в крупных организациях обычно длятся годами, на их реализацию закладываются большие бюджеты, предполагающие возможные модернизации и доработки, из-за которых могут существенно увеличиваться сроки возврата инвестиций. Как эти проблемы смог обойти банк "ТРАСТ", в интервью CNews рассказал директор по информационным технологиям банка Алексей Иванов.

CNews: Банк "ТРАСТ" показывает мощный рост уровня информатизации. В 2011 году вы переместились с 9-го сразу на 4-е место в ежегодном рейтинге CNews Analytics. Это – часть ИТ-стратегии банка, или вы так активно наверстываете "кризисное" время, когда во всей отрасли резко сократились число и стоимость ИТ-проектов?

Алексей Иванов: В кризис мы не остановили ни один проект, а, наоборот, воспользовавшись общим снижением активности, провели централизацию ИТ-систем параллельно с конвертацией филиалов в дополнительные офисы. Мы полностью централизовали АБС, сделав ее единой для всех филиалов. Это концептуально поменяло работу ИТ-служб в банке и, на мой взгляд, повлияло на оценки рынка в отношении "ТРАСТа". Кроме того, в начале 2010 года мы запустили несколько новых ИТ-систем – Siebel, Genesis, Contact для работы с товарными кредитами, пластиковыми картами, для автоматизации call-центра и отдела по сбору задолженностей.

CNews: В чем цель вашей ИТ-стратегии? Какую роль отводит руководство банка информационным технологиям на ближайшие годы?

Алексей Иванов: Мы активно развиваем розничное направление, в частности, кредитование физических лиц. У нас появляются новые каналы продаж и обслуживания. Например, в 2010 году мы запустили услуги интернет-банкинга, стали развивать систему банк-клиент для юридических лиц, но основная ставка делается именно на розницу. Наша стратегия в области ИТ не меняется, а развивается.


Алексей Иванов: В кризис мы не остановили ни один проект.

Любой ИТ-руководитель из банковской сферы стремится оптимизировать расходы своего подразделения, потому что бурный рост бизнеса увеличивает издержки. Задача оптимизации расходов особенно актуальна в условиях конкуренции с организациями нового типа, например, платежными системами, которые завоевывают розничный рынок платежей. Конкуренция с подобными инновационными проектами в современном мире возможна при наличии гибкой и недорогой в эксплуатации ИТ-платформы.

CNews: Одна из традиционных проблем банковской сферы в России – "зоопарки систем", множество разнородного ПО, служащего в конечном итоге одной цели. Как вы решаете эту проблему?

Алексей Иванов: Мы выводим неактуальные для нас и морально устаревшие решения из эксплуатации и консолидируем ресурсы в минимальном наборе систем, который необходим для работы ключевых служб банка. Я считаю, что подобная "уборка после строительства" должна вести не просто к сокращению расходов, а к экономической выгоде. Любая ИТ-система, так или иначе, подразумевает эксплуатационные расходы на оборудование и связь, поэтому "зачистка" должна отвечать целям и задачам бизнеса.


Алексей Иванов: Наша стратегия в области ИТ не меняется, а развивается.

CNews: Вы ведете сейчас масштабный интеграционный проект по внедрению единого фронт-офиса. Что побудило его начать, каких результатов вы ожидаете от реализации?

Алексей Иванов: Проект по созданию централизованного фронт-офиса родился в 2010 году, и в ходе подготовки к нему мы разработали серьезное ТЭО. Формально после внедрения в банке платформы Siebel стало возможным совмещение функций текущего фронт-офиса с CRM-системой в одном решении для повышения эффективности работы консультантов банка и операторов контакт-центра. Это позволяет банку работать с клиентом по принципу "одного окна" и одного ID клиента, видеть всю историю общения с ним, все продукты, которые он использовал, работать удаленно и мобильно, делать кросс-продажи, анализировать информацию.

CNews: Какие требования предъявлялись со стороны бизнеса банка? Кто исполнитель проекта и как выбирали подрядчика? Каких результатов удалось достичь на сегодняшний день?

Алексей Иванов: С функциональной точки зрения мы не предъявляли специфичных требований, кроме выполнения нашей основной задачи по созданию простой и удобной системы при расширении набора функций. Нашим подрядчиком по проекту является компания AT Consulting, имеющая большой опыт реализации подобных решений.