Андрей Висящев: На рынке наступил этап зрелого аутсорсинга
Компания "Центр финансовых технологий", известный новатор в сегменте банковского ПО в России, не только поддерживает заданный рынком тренд на все более активное использование SaaS-модели, но и является его драйвером. Она реализует наглядные проекты по переводу на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры банков-партнеров и трансформирует классическую бизнес-модель под актуальные требования рынка. Какие перспективы ведущий разработчик банковского ПО связывает с "облаками" и как видит будущее этого сектора, рассказал председатель правления ЦФТ Андрей Висящев.CNews: Судя по тому, что в течение 2012 года ЦФТ и банками-партнерами реализовано уже довольно много проектов по ИТ-аутсорсингу, можно ли говорить о наступлении зрелости российского банковского рынка и готовности к использованию самых современных методов ИТ-обеспечения?
Андрей Висящев: Российские банки всегда были достаточно открыты для технологических инноваций и конструктивного диалога с поставщиками новейших сервисов и продуктов. Наш двадцатилетний опыт реализации нескольких сотен проектов, реально усиливших и оптимизировавших работу кредитных организаций, это доказывает.
Что касается аутсорсинга, эта тема несколько сложнее. Например, многие банки еще два-три года назад не хотели даже слышать слова "аутсорсинг" и "облака" в привязке к автоматизированной банковской системе. Отчасти внешняя конъюнктура рынка была неподходящей, бизнес-приоритеты были другими, да и ментальность CIO банков тоже в один момент не могла измениться. Однако аутсорсинг использовался в других прикладных областях работы банков, просто он был точечный и применялся в тех направлениях, где это было наиболее очевидно. Взять хотя бы двенадцатилетнюю историю деятельности ДБО-провайдера ГК ЦФТ – Faktura.ru или процессингового центра "КартСтандарт", обеспечивающего весь спектр услуг по эмиссии и эквайрингу карт международных платежных систем. И то, и другое используется банками на принципах полного аутсорсинга, и это явление для банков отнюдь не новое.
Андрей Висящев: Продуктовый подход предполагает рассмотрение бизнес-процессов банка не с точки зрения отдельных исполняемых сотрудниками банка операций, а с точки зрения процесса продажи и обслуживания продуктов
Тем не менее, действительно, 2012 год можно назвать прорывным в части аутсорсинга основной банковской системы и готовности банкиров в принципе к смене софтверной парадигмы. Дальше можно рассуждать о нюансах: о том, какие категории банков готовы к "облачному" построению своих ИТ полностью, частично или просто вынуждены использовать аутсорсинг, а для кого он в принципе не нужен. Но в целом, соглашусь, зрелость наступила, а окружающая среда всецело способствовала стартам подобных проектов в нынешнем году.
CNews: Означает ли это, что приоритеты ЦФТ как разработчика, или теперь уже можно сказать, поставщика ИТ, будут постепенно смещаться в сторону реализации проектов подобного формата?
Андрей Висящев: О смене приоритетов, думаю, сейчас говорить преждевременно. Мы совершенно спокойно реализуем в настоящее время две стратегии развития параллельно, и приоритеты у них равнозначны. Чтобы читателям CNews была более ясна суть деятельности ЦФТ, объясню, что отрасль, в которой работает наша компания, является обслуживающей или поддерживающей. Естественно, что для подобного рода деятельности, чтобы добиться успеха и развиваться, важно не только делать качественные высококлассные продукты, а создавать именно те решения, которые в данный момент нужны рынку. Нам ничто не мешало, скажем, начать развивать аутсорсинг АБС 5-10 лет назад, наши платформа, ЦОД и система были к этому готовы. Но рынку это было не нужно. Мы заранее подготовились и ждали, когда наступит подходящий момент и возрастет спрос, ну, возможно, немного стимулировали его маркетинговыми средствами. Сейчас подобная потребность очевидна, но это не значит, что мы пытаемся загонять наших партнеров в рамки аутсорсинга. У них теперь есть выбор, а классическая модель распространения банковского ПО развивается не менее активно и по-прежнему адаптивна к самым актуальным потребностям участников рынка.
CNews: Но потенциал развития прежней классической модели уже практически исчерпан, большинство банковских бизнес-процессов уже автоматизировано. Что принципиально нового может быть в этой модели?
Андрей Висящев: С технической точки зрения есть что развивать и совершенствовать, доводить до идеала, но действительно на сегодняшний день и ЦФТ-Банк, и ряд других разработок на рынке АБС, охватывают все направления банковской деятельности. То же самое можно сказать и про банковские услуги: все продукты давно придуманы, они стандартны и предлагаются большинством банков в полном объеме, отличаясь лишь незначительными нюансами. Это отнюдь не значит, что рынок "закончился" –он прошел стадию становления и перешел в другую фазу развития. Фазу игры "на удержание", борьбы за лояльность клиента, обвязки его разнообразными приятными "плюшками" и бонусами, чтобы он ни при каких условиях не "ушел", а в идеале получал абсолютно все необходимые финансовые услуги и сервисы в одном банке. Другими словами, меняется подход к клиенту, то же самое делаем и мы – принципиально меняем подход к общению с банком.
CNews: Вы говорите о логике каталога приложений ЦФТ, которая проповедует переход от общения с ИТ-специалистами банка к диалогу непосредственно с бизнес-руководством?
Андрей Висящев: Да, в том числе и об этом. Нельзя сказать, что мы придумали это сегодня. Каталог приложений ЦФТ существует уже более двух лет. За это время новыми партнерами компании стало порядка 40 банков России и СНГ, и я уверен – не только потому, что мы начали разговаривать с бизнесом. Главное – мы создали, как теперь уже можно утверждать, эффективный инструмент для диалога, и каталог приложений – это верхушка айсберга. Чтобы каталог эффективно работал и решал насущные задачи бизнеса банка максимально быстро и с минимальными издержками, мы перекроили большинство внутренних бизнес-процессов в компании. Он достаточно органично был принят банковским сообществом, вжился в рынок и получил свое дальнейшее развитие в виде "каталога продуктов", появившегося на свет уже в нынешнем году.
Продуктовый подход предполагает рассмотрение бизнес-процессов банка не с точки зрения отдельных исполняемых сотрудниками банка операций, а с точки зрения процесса продажи и обслуживания продуктов, предлагаемых банком клиентам. Соответственно, инсталлируемый поставщиком программный продукт покрывает выполнение всего набора операций, требуемых для продажи банком какого-то конкретного продукта.