"Альфастрахование": Как не сорвать бюджетную кампанию
Современной страховой компании требуется гибкая и масштабируемая система бюджетирования, способная контролировать все процессы планирования, формирования и распределения финансовых ресурсов. "АльфаСтрахование" решила эту задачу, построив вместе с TopS BI систему бюджетного управления на базе Oracle Hyperion. Организация бюджетирования в филиалах, оперативное предоставление отчетов, реализация функционального анализа "что – если" – вот лишь некоторые ее задачи. О реализации проекта в интервью CNews рассказал руководитель управления финансовых систем департамента ИТ компании "АльфаСтрахование" Алексей Засимов.CNews: Алексей, прежде чем поговорить о вашем масштабном проекте создания системы на основе Oracle Hyperion, интересно узнать, в чем состоит специфика бюджетного управления в страховой компании?
Алексей Засимов: Как правило, в большинстве отраслей применим более-менее стандартный подход к бюджетированию операционной деятельности. Вы "спускаете" планы "сверху" и детализируете их по центрам ответственности, или же, наоборот, собираете планы по подразделениям, консолидируя их в итоговую отчётность. Также необходимо рассчитывать множество страховых показателей: страховые выплаты, комиссионное вознаграждение, а также множество резервов. При этом достаточно непросто учесть особенности для каждого вида страхования. Кроме того, требуется распределить вспомогательные расходы для определения рентабельности конкретного страхового продукта. И всё это – сложнейшие алгоритмы расчёта.
CNews: Каковы были предпосылки внедрения системы бюджетирования в компании "АльфаСтрахование", и какие задачи вы планировали решить?
Алексей Засимов: Необходимость внедрения новой системы бюджетного управления в первую очередь была вызвана высокими темпами роста бизнеса компании. Всего за несколько лет сборы нашей страховой группы выросли примерно в пять раз. Возможности старой системы ССОБИ (система сбора и обработки бюджетной информации) были ограничены, на определенном этапе она полностью перестала удовлетворять потребностям бизнеса. Так, загрузка данных из Excel-форм уже могла длиться сутками, что нас, конечно же, не устраивало. Мы поняли, что бюджетная кампания находится под угрозой срыва.
Алексей Засимов: Hyperion позволил нам существенно сократить время поиска информации и дал нам единый актуальный "источник правды"
Также необходимо было повысить эффективность бизнес-процессов - путем организации общего центра финансового обслуживания и обеспечения доступа к системе большего числа пользователей, в основном находящихся в региональных офисах.
С помощью новой системы руководство хотело наладить процесс бюджетирования в филиалах по ЦФО и по отделениям, организовать модель расчета андеррайтингового результата в режиме онлайн. Важным требованием бизнеса также была реализация возможности просмотра руководителем своих KPI уже в первой версии бюджета.
CNews: Расскажите, пожалуйста, что было сделано в рамках проекта?
Алексей Засимов: На базе Oracle Hyperion реализована бюджетная модель, которая удовлетворяет сложной структуре нашего бизнеса, включающую несколько юридических лиц. К настоящему времени к системе бюджетирования подключены все 96 филиалов "АльфаСтрахование" и в ней зарегистрированы около 200 пользователей. Максимальное число одновременно работающих пользователей – 82 человека.
В нашей системе бюджетного управления реализованы 3 приложения: для построения годового бюджета, для план-факт анализа и для кадрового бюджетирования. В ней представлены 11 аналитических направлений: год, период, сценарий, версия, ЦФО, статья, продукт, канал продаж, уровень аллокации, период договоров, статья ЦБ; 25 бюджетных процессов; более 200 форм для ввода информации и отчетных форм.
В 2011 году мы осуществили миграцию системы на новую версию 11.1.2.1 платформы Oracle Hyperion 1, которая позволяет более эффективно вести бюджетные процессы.
CNews: Какие преимущества обеспечивает платформа Hyperion?
Алексей Засимов: Пользователи системы получили возможность работы в едином информационном пространстве. Реализована необходимая передача данных из учетной системы Oracle E-Business Suite (OEBS) в Hyperion. В свою очередь, все необходимые данные и справочники Hyperion передаются в модуль OEBS GL (General Ledger, Главная Книга). Новая система также обладает возможностью проведения аудита изменений в данных и удобной функциональностью, в том числе для проведения сложных аллокаций. Функциональными преимуществами являются удобство работы в Microsoft Excel через SmartView и система оповещения в Microsoft Outlook. К дополнительным достоинствам новой системы бюджетного управления относятся дружелюбный интерфейс и проверка значений в момент ввода.
В рамках тестовой эксплуатации системы по реальным данным был сформирован бюджет 2008 года, после чего система была развернута в компании "АльфаСтрахование" для дальнейшего промышленного использования. Бюджетная кампания 2009-го и последующих годов полностью успешно осуществляется в Oracle Hyperion.