Альфа-Банк: Банки превращаются в ИТ-компании с банковской лицензией
После того как «ТНК-BP» была продана «Роснефти», вице-президент по ИТ «ТНК-BP» Мартин Пилецки вернулся на позицию CIO в Альфа-Банк, где уже работал с 2001 по 2009 год. Он рассказал CNews об основных направлениях информатизации банка, доле ИТ-затрат и их структуре.CNews: Как бы вы могли оценить уровень информатизации Альфа-Банка в сравнении с другими крупными финансовыми организациями? Насколько изменилась картина за то время, пока вы здесь не работали?
Мартин Пилецки: У меня всегда были хорошие отношения с коллегами из Альфа-Банка. Мы достаточно тесно общались с Сергеем Медновым (Предыдущий CIO Альфа-Банка, сейчас работает на аналогичной позиции в «Банке Москвы». – Прим. ред.). Я всегда был в курсе того, что касалось ИТ, даже в тот период, когда я не являлся сотрудником банка. Вектор ИТ-стратегии в это время не менялся кардинально.
Генезис ИТ в Альфа-Банке я бы разделил на три большие части. Первая часть – это построение центральной системы Misys Equation с 2001 по 2004 год. Затем до 2008 года шло базовое внедрение систем электронной коммерции, развитие потребительского бизнеса банка. Также в этот второй период велась централизация розничных систем банка на базе Equation. Помимо этого, мы занимались розничными системами e-commerce: возник пул фронтальных систем для розницы, появилась интеграционная шина, наша ИТ-архитектура становилась более адаптивной.
В розничном электронном банкинге в России мы были одними из первых
Затем, когда мне сделали предложение за пределами России, оставшаяся команда сначала занималась тем, что доводила эти продукты до нужной кондиции, а потом создавала уже второе продвинутое поколение систем электронной коммерции.
Самыми большими достижениями я считаю «Альфа-Клик» для частных клиентов и аналогичный интернет-банк для бизнеса. Мы создали первое поколение этих систем и стали в этом смысле, безусловно, лидером рынка. Я хорошо помню, что, когда мы впервые создавали такую систему для банкинга, число клиентов измерялось единицами и никто не верил, что это будет работать. Сейчас клиентов уже миллионы, и можно говорить, что наше чутье, наша ставка на электронную коммерцию полностью себя оправдали.
Я боюсь слова «первый», потому что потом оно всегда вызывает споры, но точно могу заявить, что в розничном электронном банкинге в России мы были одними из первых. С достойным продуктом мы создали имидж Альфа-Банка как технологической компании. И мы сохраняем его до сих пор.
Я углубился в историю, чтобы рассказать об основных чертах стратегии Альфа-Банка. Мы рано осознали, что информационные технологии очень сильно влияют на все аспекты банковской жизни. Один из моих коллег в правлении сказал, что «банки превращаются в ИТ-компании с банковской лицензией». По всему миру технологии стали решающими для привлечения клиентов.
CNews: Можете привести конкретный пример такой трансформации банка, отражающей важность технологий?
Мартин Пилецки: Сейчас перед Альфа-Банком стоит новый вызов – создание идеологии мультиканального банка. Это тренд, существующий в развитых странах. Клиент не хочет несколько раз начинать общение с одного и того же места. Он хочет после звонка в call-центр продолжить заключение договора с банком в реальном отделении с той точки, на которой был закончен телефонный разговор.
Мультиканальность означает, что в будущем любое отделение должно обладать всей информацией о предыдущих контактах с клиентом. Если проводить аналогии с персональными устройствами, то это как если вы закрываете книгу на iPad, зная, что на iPhone всегда можете открыть ее ровно с того же места. Именно банки, способные работать с клиентами по такой схеме, будут побеждать.
В качестве интегратора «Альфа-Лаборатория» будет работать качественнее, дешевле и быстрее, чем внешние подрядчики
Молодое поколение не привыкло обращаться к разным сотрудникам банка 22 раза, чтобы решить все свои вопросы. Я не буду называть имен, но в серьезном банке в Англии мне говорили о проблеме с новым поколением клиентов. Их родителей в этом банке все устраивало, но наследники уже не готовы мириться с тем, что за открытие и закрытие депозитного счета отвечает подразделение, находящееся в одном месте, за ипотеку – в другом и т.д. В итоге копится гигантское раздражение и у клиентов, и внутри банковской группы, а потенциальные клиенты уходят к конкурентам. Визуализация клиента, понимание необходимых ему банковских услуг – это не тренд будущего, это тренд настоящего.
Вторая очень важная основа – процессное управление. Если я хочу создать мультиканальность, я требую четко понимать процессы. Самая большая проблема ИТ всегда в том, что бизнес незрел и не понимает бизнес-процессы, для которых внедряется информационная система. Сама по себе мощная система из коробки не решит проблему. Процессное управление наряду с мультиканальностью также является конкурентным преимуществом.
Полную версию интервью Мартина Пилецки читайте в свежем выпуске CNews.