Николай Ульянов, Россельхозбанк: В следующем году доступ сотрудников к рабочим местам будет осуществляться по слепку лица
О том, что происходит на российском рынке ИТ, что для индустрии сейчас важнее всего, и как и в какие сроки получится добиться технологического суверенитета CNews побеседовал на полях форума Finopolis с заместителем председателя правления Россельхозбанка Николаем Ульяновым.
CNews: Стало известно о покупке РСХБ компании R-Style Softlab. Расскажите, зачем это банку?
Николай Ульянов: Сотрудничество с компанией R-Style Softlab началось уже давно. Мы широко с применяем продукты и сервисы РСХБ разработанные на платформах Rstyle. По большей части платформ реализована модель совместной разработки, по отдельным платформам Rstyle ведет заказную разработку для Банка. Для вхождения компании в Группу Банка существует две основные причины: первая, со стороны РСХБ, мы хотим получить полный доступ к компетенциям и знаниям сотрудников R-Style, а также исходного коду основных платформ, используемых Банком. Это обеспечит нам устойчивое развитие и укрепит наш цифровой суверенитет.
Вторая причина – эффект синергии, объединение компетенций: Банка – в части знаний и потребностей агросектора, а R-Style – в области развития аналитических и учетных систем. В этом смысле мы поддерживаем компанию в ее стремлении выйти на рынок сельхозтоваропроизводителей и развивать свои платформы в новых отраслях при содействии Россельхозбанка.
CNews: А какие у вас планы по введению новых сервисов/платформ? Планируется ли введение новых сервисов или доработка уже существующих с помощью ИИ и биометрии?
Николай Ульянов: Мы уже широко используем биометрию и планируем до конца года внедрить сбор биометрических данных через мобильное приложение. Это позволит нашим клиентам сдавать образцы лицевой биометрии всего за несколько секунд без визита в офис, используя только свой мобильный телефон.
Сейчас мы один из немногих банков, который строго следует стандартам федеральной ЕБС под эгидой Минцифры. В следующем году мы также планируем внедрить биометрию в Контакт-центре банка, чтобы голосовой помощник мог сразу же при разговоре с клиентом по звонку идентифицировать его без паролей, кодовых слов, без потери времени.
Мы также планируем ввести инновационные биометрические решения в нашу внутреннюю работу. В следующем году доступ к рабочим местам сотрудников будет осуществляться по слепку лица, такое нововведение появится на должностях, связанных с клиентскими данными и банковской тайной.
CNews: Может ли это произвести революцию в банкинге? Когда-то мы наблюдали появление и рост мобильного банкинга, может ли произойти что-то подобное?
Николай Ульянов: [Смеется]. Если бы мы могли предсказать, в какой именно области будет революция, то именно там она точно не произойдет. А вообще, основной тренд – это кратный рост количества систем на основе искусственного интеллекта и полный отказ от участия человека в принятии решений на каждом этапе бизнес-процессов. Это в будущем сможет нивелировать риски человеческой ошибки и существенно ускорит и повысит качество принятия решений.
CNews: Не вытеснят ли тогда высокоинтеллектуальные системы ИТ-специалистов?
Николай Ульянов: Это вряд ли. Системы будут быстро и точно проводить операции и управлять бизнес процессами, а ИТ специалисты – настраивать модели, разрабатывать и управлять платформами. Однако мы определенно сможем сократить количество специалистов в бизнес-подразделениях, которые занятых в обслуживании клиентов и заключением сделок.
CNews: А как Россельхозбанк уже сейчас поддерживает ИТ-специалистов?
Николай Ульянов: Во-первых, у нас в группе есть 2 аккредитованные ИТ-компании: РСХБ-Интех и R-Style Softlab. Соответственно, все наши ИТ-специалисты могут воспользоваться, всеми положенными государством льготами: ИТ-ипотекой, отсрочкой от призыва и частичной мобилизации. Мы всячески поощряем их профессиональное развитие: участвуем в большинстве тематических форумов, выставок, организуем мероприятия на нашей площадке: конференции и митапы, чтобы позиционировать наших специалистов на рынке. Внутри мы также применяем весь арсенал поощрительных мероприятий: от предоставление гибридного графика работы или полной удаленки до возможности самостоятельно формировать свой рабочий режим в комфортном офисе. Наш офис на Теплом Стане действительно очень удобный: в нем есть современные зоны совместной работы, отдыха, бесплатный спортзал с тренерами.
Во-вторых, мы стараемся найти подходящих специалистов ещё на ранних этапах их становления. Например, в вузах. У нас действует стипендиальная программа, а самые активные её участники получают возможность пройти бесплатную стажировку в ИТ-структурах РСХБ. Сначала они просто стажеры, но многие остаются и становятся настоящей частью команды.
Всё это приносит определенные результаты, и мы продолжаем усиливать нашу ИТ-команду. За последние 2 года её численность увеличилась более чем в 4 раза.
CNews: Как в целом российский рынок ИТ обеспечивает свой технологический суверенитет?
Николай Ульянов: Рынок с весны этого года столкнулся не столько с потребностью, сколько с безоговорочной необходимостью реализовывать свои задачи на отечественных или Open Source решениях. Рынок сейчас находится в стадии консолидации требований, так как многие уже имеющиеся решения можно начать активно применять вместо иностранных, но в области системного ПО пока есть большие пробелы. Но рынок сейчас пытается сформулировать и консолидировать требования, которые позволят нам выращивать собственные разработки в сфере системного ПО, которые бы опирались не на условные Oracle или Microsoft, а на наши собственные решения. Это займёт какое-то время, однако переход Банков на отечественный софт до конца 2024 года – это реальная перспектива.
CNews: А как Россельхозбанк осуществляет этот переход? Расскажите об опыте банка в сфере импортозамещения и цифровизации, о разработке собственных банковских продуктов и построении цифровой архитектуры.
Николай Ульянов: Россельхозбанк внедряет современные отечественные решение и занимается импортозамещением иностранного ПО уже больше 5 лет. За это время удалось наладить разработку прикладных решений на основе открытого ПО, которое позволяет модифицировать собственный код и создавать сервисы на одном технологическом стеке. Россельхозбанк уже добился 75% импортозамещения информационных систем, однако по некоторым из них замещение уже достигло 100% (например, системы электронного документооборота, фронтальные решения, средства антивирусной защиты, системы предотвращения утечек информации).
Наши активы – это люди и программное обеспечение, именно поэтому мы самостоятельно занимаемся разработкой, используя нашу новую Интеграционную платформу, а также Конвейер сборки, доставки и развертывания приложений (CI/CD). Количество апробированных и внедренных новых решений российского производства уже исчисляется десятками, и мы уверены, что в течении двух лет РСХБ уже полностью заместит иностранное ПО, а значит весь софт в банке станет отечественным к 2024 году.
■ Рекламаerid:Pb3XmBtzsx5R5sdJsyv2SdJc3FauUGonoHhCfuGРекламодатель: АО «Россельхозбанк»ИНН/ОГРН: 7725114488/1027700342890Сайт: https://www.rshb.ru/