Разделы

ПО Бизнес ИТ в банках Импортонезависимость

Дмитрий Малыгин, LLC Luxoft: Роль интеллектуальных ассистентов в развитии экосистем будет возрастать

Банк России принял решение о приостановке работы над внедрением регулирования рисков участия банков в экосистемах. Сегодня среди финансовых организаций построением экосистем заняты крупнейшие игроки рынка — Сбер, ВТБ, Тинькофф. Для развития этих бизнес-систем в современных реалиях после ухода иностранных компаний-разработчиков, им требуются решения российских специалистов, спрос вырос на 300%. Так, обновленное приложение ВТБ, играющее важную роль для выстраивания экосистемы компании, — отечественный продукт. Этим проектом занимался архитектор и разработчик с более чем 10-летним опытом в построении сложных распределённых систем с применением последних технологий и подходов в сфере разработки ПО Дмитрий Малыгин. Об экосистемах и уникальных разработках, меняющих мир, поговорили с экспертом компании Luxoft.

CNews: Дмитрий, на данный момент уже существует большое количество разных мобильных и веб-приложений от частных и государственных компаний для решения самых разных задач, но почему именно экосистемы стали следующим шагом в развитии цифровой инфраструктуры и какие риски может нести этот шаг?

Дмитрий Малыгин: Типичная стратегия развития корпорации может включать в себя диверсификацию бизнеса, набор мер по удержанию клиентов, выход на новые рынки с более быстрыми темпами роста, выстраивание партнерств с другими участниками, увеличение выручки от уже имеющейся аудитории клиентов, а также сокращение затрат при оказании тех или иных услуг. Все эти задачи можно осуществить с помощью экосистем, которые представляют из себя цифровую платформу в качестве базы и набора сервисов, построенных поверх неё и формирующих, собственно, экосистему — способ организации предоставления цифровых услуг со сквозным (бесшовным) пользовательским доступом. Решить вышеупомянутые задачи можно и без единой цифровой платформы и экосистемы, но выстроить полноценный омниканальный подход и обеспечить мгновенную синхронизацию данных между сервисами будет проблематично с технической точки зрения. Кроме того, экосистемы позволяют реализовывать как горизонтальный рост — например к набору финансовых сервисов добавляются нефинансовые сервисы (развлекательные сервисы, сервисы доставки и т.д.), так и вертикальный рост, когда набор услуг не выходит за пределы специализации (сервисы маркетплейса и сервисы интернет-магазина). Основными рисками экосистем являются, в первую очередь риск безопасности из-за использования единого ID, а также риск общего сбоя всех сервисов при выходе из строя самой цифровой платформы.

Дмитрий Малыгин, LLC Luxoft: Для того, чтобы находить оптимальный подход к задаче необходимо иметь хорошую архитектурно-техническую «насмотренность»

CNews: В качестве руководителя команд разработки и архитектора программного обеспечения вы участвовали в построении экосистемы банка ВТБ. Так, вы реализовали обновленные мобильное и веб-приложение, которыми пользуются миллионы пользователей ежедневно. Оно стало в 2 раза быстрее, а предельная нагрузка увеличилась в 3 раза. Как удалось достигнуть таких результатов?

Дмитрий Малыгин: Новая версия обладает значительными улучшениями как в функциональной составляющей приложения, так и в технической его части. Проанализировав проблемы и пожелания пользователей, мы выявили несколько ключевых областей, требующих улучшения — информация о правонарушении, предоставляемая базами ГИБДД и прочими государственными сервисами, вспомогательные сервисы для водителей. Проделав серьезную работу в исследовании пользовательского пути, мы предоставили пользователям расширенную информации о нарушениях ПДД — пользователи могут видеть детали протокола нарушения, фотографии автомобиля в нескольких вариантах, государственного номерного знака нарушителя и GPS координаты. Кроме того, появилась возможность оплатить все штрафы за один раз, тем самым избежав просрочки и пени — всё это повышает удобство пользования нашим решением, а также значительно повышает уровень организованности в оплате штрафов; Всё это стало возможным благодаря грамотному использованию лучших практик микросервисной архитектуры приложения и тщательному тестированию.

CNews: Ваше решение «Мой авто» вызвало живой интерес в средствах массовой информации — о нём был снят репортаж телеканалом РБК и написаны статьи в популярных журналах. Чем было вызвано такое внимание?

Дмитрий Малыгин: По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), Россия входит в ТОП-10 стран по количеству автомобилей — около 60 млн. единиц. Автомобиль необходимо ставить на учёт в ГИБДД, снимать с учёта, проводить иные регистрационные мероприятия, проводить техобслуживание и, конечно, оплачивать парковки, штрафы, налоги и осуществлять прочие переводы. По статистике, за 2021 год, россиянам было выписано около 180 миллионов штрафов (примерно на 9% больше, чем в 2020 году), что составляет около 130 млрд. руб. — разумеется, такая сумма не могли не привлечь мошенников, которые рассылают поддельные «письма счастья» со сторонними реквизитами, организуют ложные сайты для оплаты штрафов и прибегают к прочим уловкам, рассчитанным на невнимательных водителей, которые переводят денежные средства на подставные реквизиты. Наше решение как раз предлагает экосистему для автомобилистов, позволяющую не только получать своевременные уведомления о получении штрафов, но и смотреть детальную информацию о месте нарушения, включая фотографии и координаты — это значительно повышает прозрачность взаимодействия с госорганами и полностью исключает вероятность потери денежных средств. Наше решение оказалось среди первых банковских экосистем, предоставляющих комплексный сервис автовладельцам для решения повседневных задач — именно поэтому это долгожданное, уникальное, решение вызвало такой интерес.

CNews: Вы много лет проработали в компании Luxoft, которая пользуется международной репутацией как компания, реализующая для известных мировых корпораций масштабные технические проекты, отвечающие высоким требованиям по критичности и способности выдерживать высокие нагрузки. Расскажите, как вы находите такие решения?

Дмитрий Малыгин: Для того, чтобы находить оптимальный подход к задаче, кажущейся нерешаемой на первый взгляд, необходимо иметь хорошую архитектурно-техническую «насмотренность», которая вырабатывается при постоянном ознакомлении с опытом международных коллег — в первую очередь, глобально известных компаний, которые ведут технические блоги и рассказывающих о проблемах и решениях, вторым источником являются многочисленные конференции разработчиков и архитекторов и третьим — научные публикации, которые в сжатой форме предоставляют много полезных деталей. Но иметь «насмотренность» — недостаточно, поскольку часто бывает так, что решение, сработавшее в одном случае, оказывается далеко не оптимальным в другом, и здесь выручает наработанный практический опыт и, конечно, обсуждения с коллегами. Формируя матрицу принятия технического решения, я оцениваю каждый вариант с разной точки зрения — стоимости реализации, технической возможности, а также требуемых характеристик по надежности и безопасности. Выбранный вариант реализации, набравший наибольшее количество баллов, разбивается на этапы для дальнейшего планирования. Такой многоступенчатый процесс позволяет найти наиболее оптимальное решение и проработать все этапы работы.

CNews: Дмитрий, обладая богатым опытом построения технически сложных продуктов и экосистем, используемых многомиллионной аудиторией банка, входящего в топ-3 в России, какие направления в развитии корпоративных и государственных экосистем вы могли бы выделить? Как, на ваш взгляд будут дальше развиваться экосистемы в России и за рубежом?

Дмитрий Малыгин: Основным направлением в развитии экосистем компаний, обладающих сравнительно большой аудиторией, таких как банки, станет дальнейшее усовершенствование, в первую очередь, нефинансовых B2C решений, например, для доставки продуктов, развлечений, продажи лекарств и т.д. Комплексное предоставление сервисов является логичным шагом для увеличения ценностного предложения со стороны компаний — крупная, хорошо исследованная в плане покупательской активности, аудитория клиентов банка является отличным источником данных для более точного построения продуктового предложения. Тесная, бесшовная, интеграция между сервисами самой компании и даже государственными сервисами, такими как Госуслуги, а также, партнерские отношения между провайдерами сервисов станут неотъемлемой частью цифрового ландшафта. Что касается технологий, всё большее значение приобретут технологии анализа данных и машинного обучения, которые позволят не только выстраивать более грамотную ценовую политику, но и более точно рекомендовать пользователям желаемые товары и услуги. Цифровые экосистемы, со временем, будут предлагать всё больше и больше услуг, поэтому пользователям потребуется помощь в решении той или иной задачи — например, заказ билетов или проработка туристического маршрута — и здесь на сцену выйдут интеллектуальные помощники-ассистенты. Вместе с расширением количества и усложнением сервисов, роль интеллектуальных цифровых помощников в развитии экосистем будет возрастать. При этом будет расти и популярность low-code/now-code решений и платформ, позволяющих создавать приложения без обширных знаний программирования. Это снизит зависимость от дефицитных специальностей в ИТ и позволит масштабировать бизнес.

Иван Петров