CNews Forum 2020: какое будущее ждет российский ИТ-рынок
Коронакризис стал катализатором цифровых изменений во многих отраслях. Компании вынуждены были обратить самое пристальное внимание на работу с данными и эффективность приложений, расширить использование облаков, наладить удаленную работу. Несмотря на объективные сложности, ни государственные, ни коммерческие организации не собираются отказываться от запланированных ранее работ. Об ожидаемых результатах 2020 г. и планах на будущее говорили участники CNews Forum 2020.
Какие решения по-прежнему востребованы
Veeam оказалась в числе тех немногих компаний, чья выручка по результатам первого полугодия 2020 г. не просто не сократилась, а выросла. Владимир Клявин, региональный директор Veeam Россия, СНГ, Украина, Грузия, рассказал о результатах опроса заказчиков, проведенного компаний в этом году. В списке сложностей, с которыми они ожидают столкнуться в этом году, экономическая нестабильность, ограничения регуляторов, недостаток квалифицированных кадров. Однако 26% из них уверенно заявили, что их ничто не остановит.
В тоже время 60% респондентов признались в наличие разрыва между заявленным и существующим уровнем доступности данных в информационных системах. «К сожалению, почти три из четырех организаций во всем мире считают, что у них есть проблемы с восстановлением данных, — говорит Владимир Клявин. — А значит, разработчики средств резервного копирования должны совершенствовать свои приложения».
Причины замены решения для резервного копирования
Источник: Veeam, 2020
43% заказчиков намерены в будущем доверить резервное копирование данных облачному BaaS провайдеру, 34% — организовать его своими силами, но с использованием облачных решений. Владимир Клявин рассказал о таком облачном решении, предлагаемом компанией Veeam.
2020 год был и остается сложным для бизнеса как в России, так и в мире, продолжил Федор Прохоров, CTO SberCloud. Ресторанный, туристический бизнес, авиаперевозки и некоторые другие отрасли пытаются выжить. Ритейл старается изменить свою бизнес-модель, фокусируясь на электронной коммерции, партнерстве с сервисами доставки и агрегаторами. Онлайн-сервисы: инструменты удаленной работы и общения, видеостриминг, игровая индустрия, наоборот, активно наращивают мощности и объемы продаж. Объединяет их одно: они используют облачные сервисы для решения своих задач.
Облачный бизнес во всем мире растет быстрыми темпами. По словам Федора Прохорова, опыт SberCloud подтверждает это — в 2020 году бизнес компании показал даже не процентный, а кратный рост. Однако это не является результатом одной лишь пандемии и повсеместного перехода компаний на удаленную работу. «Мы считаем, что рост облачных сервисов будет активно продолжаться и после завершения пандемии, так как многие компании увидели универсальную эффективность облака в любых экономических условиях. Более того, завершение пандемии и неизбежный, говоря языком экономистов «отскок», не снизят, а наоборот вызовут дополнительный рост потребления облачных услуг, — уверен Федор Прохоров. — Дополнительным фактором роста станет невозврат к 100% работе в офисе, переосмысление офисного пространства и переход на гибридные рабочие процессы, сочетающие дистанционную работу и личное присутствие».
Особенно быстро растет рынок PaaS-услуг. Именно поэтому в 2020 г. SberCloud так активно развивает и предлагает не только уже ставшие традиционными инфраструктурные сервисы, но также PaaS и AIaaS услуги платформ SberCloud.Advanced и AI Cloud. На сегодняшний день в портфеле компании уже более 40 сервисов, и их количество увеличивается каждый месяц.
Еще одна актуальная задача — управление производительностью приложений. Большинство компаний уже внедрили ERP и CRM-системы, построили ЦОДы, создали инфраструктуру. Теперь они столкнулись с ситуацией, когда без специализированных автоматизированных средств практически невозможно понять, какие данные генерирует та или иная система, как происходит обмен данными, насколько востребованы пользователями те или иные сервисы и сколько времени они тратят на бизнес-транзакции.
Еще одна точка роста на ИТ-рынке — APM-приложения. Российский рынок таких систем в 2020 г. вырастет на 70%. «Основным заказчиком APM в России до недавнего времени был госсектор со своими электронными услугами, однако уже в этом году к нему существенно приблизились банки и телеком», — говорит Игорь Хомков, глава представительства Dynatrace в России, Белоруссии и Казахстане.
Рынок АРМ в России
Источник: Dynatrace, 2020
Примером использования технологии поделился Григорий Васильев, директор департамента сопровождения торговых и вспомогательных систем блока ИТ Московской биржи. 15 октября 2020 г. была запущена электронная платформа finuslugi.ru, которая позволяет покупать финансовые продукты и управлять ими онлайн, не выходя из дома. Службе сопровождения нужен был интуитивно понятный и мощный инструмент, позволяющий оценить, доволен ли клиент, на каком этапе взаимодействия он находится, что происходит с его транзакциями.
АРМ-система от Dynatrace была развернута в течение трех дней и успешна распознала более 95% инфраструктуры и сервисов. «В результате внедрения, которое проводилось при минимальном участии вендора силами нашего ИТ-персонала, мы получили полную прозрачность сервиса, — говорит Григорий Васильев. — Мы видим, как работает код приложения. Это позволяет получать полную бизнес-аналитику в привязке к транзакциям пользователей, то есть при возникновении проблемы мы получаем данные о ней не от пользователей, а от искусственного интеллекта системы. Он же говорит, что явилось первопричиной проблемы, и автоматически создает тикет на первую или вторую линию поддержки». Кроме того, без участия вендора были построены дэшборды, которые показывают, какие операции совершают клиенты, какова статистика по этим операциям.
Пандемия ускорила темпы цифровой трансформации многих организаций. Игорь Кириченко, СЕО, член совета директоров Naumen, привел несколько конкретных примеров. Так, в магазинах «Петрович» к традиционным средствам коммуникации с клиентами, таким как телефон, электронная почта и СМС, добавились чат на сайте и в приложениях Viber, Telegram, «ВКонтакте». В условиях закрытия магазинов в начале 2020 г. цифровые каналы стали играть определяющую роль, и доля продаж через интернет-магазин и колл-центр выросла на 72%.
В омском подразделении «Интер РАО» около 350 тыс. звонков в колл-центр ежедневно обслуживается роботом, а доля успешно сданных показаний на сервисе передачи данных приборов учета теплоснабжения достигла 91%. В Главэкспертизе искусственный интеллект используется на разных этапах работы. После того, как организация перешла на цифровую модель обработки документов, пропускная способность выросла в 2 раза.
В «Додо Пицца» искусственный интеллект помогает оптимизировать работу персонала. Благодаря этому уже через месяц удалось на 8% сократить расходы на оплату труда. А в научно-техническом центре «Газпром нефти» использование поисковой ИТ-системы, основанной на когнитивном анализе данных, позволило на 50% сократить затраты рабочего времени персонала на поиск и на 30% расширить доступную базу для работы с информацией за счет документов, ранее недоступных для поиска из-за формата и качества данных.
Новые цифровые возможности
О том, какие новые возможности при получении государственных и банковских услуг появляются у граждан России, рассказал Дмитрий Огуряев, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. По инициативе Минцифры в России создается цифровой профиль гражданина. Он позволит не тратить время на хождение по офисам и заполнение бесконечных анкет — множество заявлений и сведений можно будет подавать удаленно через личный кабинет на Едином портале государственных услуг.
Сейчас сервис тестируют 20 банков и четыре страховые компании. Их клиенты уже могут удаленно заказать выпуск банковских карт, заполнить анкету, обновить личную информацию, воспользоваться страховыми сервисами. За 4 месяца проведения эксперимента 700 тыс. граждан удаленно выдали согласия на получение цифровых услуг, 202 тыс. услуг было оформлено без заполнения анкеты вручную, а время предоставления услуг уменьшилось в 5 раз. «Сейчас в проекте участвуют банки и страховые компании. В дальнейшем решение будет раскатываться и на другие секторы экономики. Не сомневаюсь, что это поможет бизнесу и гражданам работать более эффективно и не тратить время на личные визиты, заполнение бумаг — все то, что нас раздражает в повседневной жизни», — отметил Дмитрий Огуряев.
Задачам цифровизации атомной отрасли посвятил свое выступление Евгений Абакумов, директор по информационным технологиям госкорпорации «Росатом». В списке важнейших направлений цифровой инжиниринг, цифровое производство, мобильное и предиктивное техобслуживание и ремонт, внедрение видеоаналитики в области охраны труда, автоматизация управления жизненным циклом.
Единая цифровая платформа атомной отрасли
Источник: Росатом, 2020
Сейчас предприятия атомной отрасли находятся на втором этапе цифровой трансформации. К 2025 г. в них должна завершиться так называемая «малая цифровизация». Появятся гибкие цифровые производственные ячейки, работающие по тянущей системе; системы автоматизированного планирования; информационные системы управления сборочной линией и системы управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования.
К 2035 г. в отрасли будет проведена масштабная цифровизация. Будут внедрены сервисы цифрового проектирования, компьютерный и суперкомпьютерный инжиниринг, бионический (генеративный) дизайн, цифровые двойники, промышленные датчики и индустриальный интернет, технологии виртуальной и дополненной реальности, экспертные системы и искусственный интеллект.
Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, уверен, что пандемия ускорила процесс цифровой трансформации РЖД. За две недели компании пришлось организовать 115 тыс. удаленных рабочих мест. За время пандемии было проведено более 113 тыс. видеоконференций. Еще более активно развивались сервисы дистанционного обслуживания и бесконтактного взаимодействия.
Цифровая трансформация РЖД
Источник: РЖД, 2020
В планах на 2021 г. создание цифрового двойника инфраструктуры, внедрение сквозного процесса доставки грузов, реализация проекта «Цифровое депо». Также РЖД планирует развивать цифровой профиль клиента — как пассажира, так и грузоотправителя. Будет развиваться цифровой профиль сотрудника: внедряться безбумажное взаимодействие работодателя и работника, цифровые сервисы и льготы, биометрическая идентификация, новая цифровая корпоративная культура.
Цифровые банки или ИТ-компании
Сергей Поляков, директор по ИТ, член правления Альфа-Банка, сравнил современный банк с крупнейшими мировыми технологическими компаниями. Платформы, которые строят лидеры Google, «Яндекс» и другие ИТ-компании, не являются транзакционными — они не гарантируют, что человек будет видеть одни и те же данные со всех устройств. Да и за качество этих данных они не отвечают. В отличие от банков, которые гарантируют клиентам, что они смогут получить доступ к своим данных из любого места, и эти данные будут абсолютно валидными.
Примерно такая же ситуация и с сервисами. BigTech компании, в основном, совершенствуют уже имеющиеся услуги. В то время как банки ежегодно создают множество новых сервисов практически с нуля. Тоже самое можно сказать и про работу с большими данными — банки используют их более эффективно.
Сергей Поляков уверен, что будущее банковской автоматизации за роботами, которые смогут заменить человека при выполнении трудоемких и нетворческих процессов. «Я думаю, что роботизация внутренних процессов, сделанная руками самих пользователей без помощи ИТ, — самое перспективное направление повышения эффективности банка», — говорит он.
Готовы ли банки к созданию экосистем и маркетплейсов? С таким вопросом обратился к участникам CNews Forum 2020 Сергей Путятинский, заместитель председателя правления Московского кредитного банка. Основная цель любого банка — привлечение клиентов, получение данных и последующая их обработка. Сколько маркетплейсов для этого необходимо? И сколькими онлайн-сервисами пользуется обычный человек?
По мнению Сергея Путятинского, обычным людям достаточно десятка-другого приложений — работать с сотнями они никогда не будут. Примерно то же самое можно сказать о бизнесе. «Когда мы планируем создать новый маркетплейс, надо понимать, что их в принципе нужно не много. Поэтому шансы оказаться в числе победителей в этой конкурентной борьбе невелики», — говорит Сергей Путятинский.
Какие же направления надо развивать? Это единый клиентский путь, взаимно доверенная среда, частый контакт с клиентом и предоставление возможности заключить сделку. В списке необходимых для этого технологий SSO, API, согласия на обмен клиентскими данными, работа с внешними облачными сервисами. И, конечно, для того чтобы реализовать проекты, нужны люди.
Продолжил тему банковской цифровизации Андрей Педоренко, директор по информационным технологиям НПФ Сбербанка. Сейчас в состав экосистемы «Сбер» входит более 50 компаний. И НПФ — одна из них. Регистрация и авторизация в личном кабинете НПФ происходит на основании SBER ID — он является единым идентификатором для всех сервисов экосистемы. Также клиенты «Сбер» подписывают единое разрешение на использование персональных данных. Их данные хранятся в едином SberProfile. Все пенсионные продукты доступны через «СберОнлайн».
Все участники экосистемы используют единый API, единые каналы коммуникаций с клиентом, работают в едином облаке SberCloud на основе общего подхода развития продуктов Sbergile с единым стеком технологий разработки и поддержки.
На пути к цифровому предприятию
Стоян Валчев, менеджер по информационным системам и бизнес-решениям по стране Coca-Cola HBC Russia, рассказал, что ИТ-стратегия компании строится на трех основных принципах: клиентоцентричность, опыт сотрудников и операционная эффективность.
Чтобы обеспечить клиентоцентричность, надо тщательно собирать и анализировать информацию о потребностях и поведении клиентов по разным каналам, внедрять CRMнового поколения, способных создать полное представление о них, использовать самые современные инструменты, которые позволят быстро и качественно принимать решения по оптимизации работы с клиентами.
Не менее важно уделять внимание собственным сотрудникам, создавая для них удобную цифровую среду с помощью интуитивных персонализированных приложений, автоматизации ключевых процессов и аналитики на основе данных и искусственного интеллекта. И, конечно, важно повышать операционную эффективность — в Coca-Cola HBC Russia это помогает делать решение S/4 HANA.
Игорь Савцов, директор по информационным технологиям ОМК, уверен, что надо говорить не о цифровой революции как резкой смене существующего порядка, а о цифровой эволюции как постепенном развитии. ОМК выбрала для себя три направления цифровой эволюции. Первое — от цифровых амбассадоров к цифровой культуре. Сегодня большим препятствием на пути использования технологий является цифровая незрелость пользователей. От непонимания рождается страх и сопротивление. Поэтому очень важно повышать цифровую грамотность сотрудников и привлекать людей, готовых к активному использованию цифровых решений.
Второе— от цифровых контактов к цифровой среде. В данном случае речь идет о создании и использовании не отдельных цифровых инструментов, а о целой экосистеме цифровых сервисов, ориентированных на клиентов, в том числе и внутренних. И третье — от пирамиды автоматизации к цифровым цепочкам: необходим комплексный анализ данных со всех уровней и сквозные цифровые решения.
Эффективное теплоснабжение
Источник: Т Плюс, 2020
Александр Антонов, директор по ИТ «Т-Плюс», подробно рассказал о нескольких решениях, с помощью которых компании удалось добиться наибольших успехов. Так, в Екатеринбурге компанией был организован учет потребляемого тепла, установлены регулирующие клапаны с электроприводом на системе отопления и горячего водоснабжения, организовано удаленное управление, сбор и передача информации в диспетчерский центр. Итог — существенное снижение затрат как за счет сокращения теплопотерь, так и благодаря снижению аварийности и оптимизации численности персонала.
Параллельно развивалась система учета тепла — данные счетчиков поступали в режиме онлайн моментально обрабатывались. А значит появилась возможность быстро выявлять теплопотери, принимать меры для их снижения. Также значительно упростился процесс коммерческого учета тепла. И третий проект — создание цифрового двойника всей системы теплоснабжения и появление возможности анализа фактических параметров сети от оптимальных. Проект будет завершен до конца 2020 г.
Как прошел CNews FORUM 2020
В 2020 г. CNews FORUM — крупнейшая независимая площадка для встречи ИТ-директоров, руководителей ИТ-компаний и представителей органов власти — успешно прошел в тринадцатый раз. Впервые для форума организаторами был освоен новый формат — значительная часть мероприятия прошла в онлайн-режиме.
В ходе форума состоялось около 100 экспертных докладов. В сессионной части было проведено шесть тематических отраслевых секций: «Госсектор», «Банки», «Облачные технологии», «Аналитика больших данных», «Торговля», «Промышленность».
В пленарной части CNews FORUM выступили заместитель министра Минцифры Дмитрий Огуряев, директор по ИТ в РЖД Евгений Чаркин, директор департамента ИТ «Росатома» Евгений Абакумов, директор по ИТ, член правления Альфа-банка Сергей Поляков, заместитель председателя правления Московского кредитного банка Сергей Путятинский, региональный руководитель Veeam в России, СНГ, Грузии и на Украине Владимир Клявин, глава представительства Dynatrace в России, Белоруссии и Казахстане Игорь Хомков, CEO, член совета директоров компании Naumen Игорь Кириченко, директор департамента сопровождения торговых и вспомогательных систем блока ИТ Московской биржи Григорий Васильев, менеджер по информационным системам и бизнес-решениям по стране в Coca-Cola HBC Russia Стоян Валчев, директор по ИТ в ОМК Игорь Савцов, директор по ИТ в «Т плюс» Александр Антонов и многие другие.
Облака — один из немногих сегментов ИТ–рынка, который растет на фоне пандемии. О том, какие облачные сервисы уже предлагает российский облачный провайдер, и как будет расширяться их список, рассказал Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud.
CNews: Какое влияние оказала пандемия на российский облачный рынок и бизнес вашей компании, в частности?
Евгений Колбин: Популярность облачных технологий, безусловно, выросла во время пандемии. К примеру, по прогнозам IDC, в 2020 году расходы на публичные и частные облака на российском рынке вырастут на 21,8% в годовом исчислении, а до 2025 года будут расти со среднегодовыми темпами роста 18,6%.
Пандемия принесла с собой не только сложности, но и новые возможности. Рынок ИТ оказался в числе наименее пострадавших благодаря тому, что информационные технологии доказали свою значимость в современном мира, уверен Эдуард Картавый, директор по продажам «РДТЕХ».
CNews: Как вы оцениваете ситуацию на российском ИТ-рынке в 2020 г.? Какие прогнозы относительно его результатов вы можете дать?
Эдуард Картавый: Время кризиса — это не только проблемы и снижение показателей деловой активности, но и время возможностей, особенно для компаний, которые могут быть максимально гибкими и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Информационные технологии подтвердили свою значимость в современном мире. А самоизоляция и карантин дали толчок развитию телекома, удаленных инструментов связи и взаимодействия. Хотя в целом рынок ИТ — один из наименее пострадавших, снижение на 7-10% по сравнению с прошлым годом неизбежно. Однако следующий год обещает вернуть утраченные позиции с лихвой.
Популярные в мире АРМ-решения начали завоевывать и российский рынок. И не последнюю роль в этом сыграла пандемия, которая заставила бизнес вплотную заняться качеством оказываемых услуг, говорит Игорь Хомков, глава представительства Dynatrace в России, Белоруссии и Казахстане.
CNews: АРМ-решения — довольно новые на российском рынке. Как меняется отношение к средствам управления производительностью приложений в России?
Игорь Хомков: APM-рынок существует в России достаточно давно. Однако в силу того, что технологию многие воспринимали как «экзотику», а не обязательную надстройку любой ИТ-системы, представление о том , что такое APM и как его можно использовать, формировалось, прежде всего, под влиянием вендоров. Мне известно множество случаев, когда в ответ на наш вопрос, есть ли у вас АРМ, ИТ-специалисты заказчика отвечали: «Да, у нас APM построен на Zabbix». Безусловно, это отличная система, но ее функционал не является APM-решением.
Данные становятся основой деятельности любой компании. Однако не все уделяют достаточно внимания их защите. Ключевыми словами в обеспечении безопасности информационных систем и непрерывности бизнеса должны быть проактивность и дисциплина, уверен Владимир Клявин, региональный директор Veeam Россия, СНГ, Украина, Грузия.
CNews: Необходимость резервного копирования ни у кого не вызывает сомнений. Однако насколько надежно выстроен этот в процесс в компаниях, исходя из вашего опыта?
Владимир Клявин: Обеспечение сохранности и доступности данных и до 2020 года постепенно становилось одним из топ-приоритетов российских компаний при формировании бюджетов и стратегий обеспечения корпоративной безопасности. Это особенно актуально для онлайн-бизнеса, финансового и телеком секторов, системообразующих предприятиях. В условиях удаленной работы, когда бизнес-процессы стали напрямую зависеть от информационных систем, мы увидели увеличение спроса на сервисы, связанные с резервным копированием и восстановлением критичных данных..