80% российских компаний готовы к внедрению потоковой обработки данных
Традиционные способы работы с большими данными в скором времени перестанут приносить бизнесу желаемые результаты. Это связано как с увеличением доли онлайн-пользователей цифровых сервисов, так и с ростом объемов самих данных. Аналитики IDC при поддержке «Неофлекс» провели исследование, которое доказывает, что компании всерьез рассматривают уход от пакетной обработки, но это потребует качественной экспертизы и финансовых затрат.
Как бизнес в России работает с большими данными
Российские компании по итогам 2020 г. инвестируют в ПО для работы с большими данными $358 млн. Однако лишь 3% этой суммы связаны с потоковой обработкой данных, которая считается экспертами более перспективной, чем пакетная обработка. Применение потокового (по сути — онлайн-) метода позволяет компаниям исследовать данные в онлайн-режиме и принимать более оперативные решения.
В том, насколько российский бизнес готов к потоковой обработке данных, разобрались эксперты IDC. При поддержке компании «Неофлекс» они провели исследование, в котором приняли участие российские организации из сфер финансов (кроме страхования), розничной торговли и связи, с численностью сотрудников не менее 500 человек. Их представляли главы ИТ-подразделений, ответственные за работу с данными и цифровые преобразования, а также представители бизнес-направлений.
Именно галопирующая цифровизация вынуждает масштабировать применение аналитических инструментов на все большее число бизнес-процессов. Самую активную роль большие данные в контексте пакетной обработки сейчас играют в клиентской аналитике (об этом заявили в 84% компаний), управлении финансовыми и операционными рисками (62%), а также прогнозировании и бюджетировании (60%). Подтверждением готовности к централизации работы с данными можно считать то обстоятельство, что половина респондентов опроса IDC признали, что результатами аналитики будут пользоваться другие департаменты.
Что ускорит онлайн-аналитика
Улучшение клиентского опыта
В современных условиях, когда именно цифровое взаимодействие становится (или уже стало?) определяющим фактором будущей лояльности потребителя, онлайн-обработка данных в первую очередь должна обеспечить высокий уровень клиентского опыты. Именно этот аспект назвали очень важным или исключительно важным для их бизнеса 83% респондентов, представляющих финансовый сектор.
«В эру цифрового взаимодействия заказчики не могут ждать несколько дней одобрения заявки на кредит или тратить большее количество времени на поиск подходящего для них финансового предложения. Проактивность компаний, работающих с клиентами, персонализация подхода и скорость реагирования позитивно влияет на кросс-продажи продуктов и лояльность клиентов», — констатируют в IDC.
При этом эксперты отмечают, что в финсекторе и ритейле это приводит к развитию систем управления цифровыми каналами продаж, для которых обработка и анализ событий должны проводиться прямо во время общения с клиентами, что позволяет моментально формировать для них релевантные предложения. Это важно, потому что прямо свидетельствует о высокой востребованности именно потоковой обработки данных, дополнительным стимулом к развитию которой становятся рост популярности и улучшение функциональности мобильных и интернет-приложений.
Безопасность
Другая сторона — безопасность и непрерывность бизнеса, без которых наработанная годами лояльность испарится за 20 минут простоя сервисов. Здесь показатель еще выше — 86%.
«Безопасность и непрерывность бизнеса — задача, которую сегодня решают все компании. В финансовом секторе, например, мониторинг и анализ корпоративных новостей (биржевые сводки, отраслевые новости, рыночные индикаторы) снижает финансовые риски. Аналогично, мониторинг поведения клиента в режиме реального времени позволяет ему сделать контрпредложение, если выявляется его заинтересованность в услугах другой финансовой организации. Используя традиционный подход, предложение может поступить значительно позже и клиент будет потерян для банка. Однако основное применение аналитики в реальном времени в финансовом секторе — анализ подозрительных транзакций и противодействие мошенничеству», — пишут аналитики IDC, указывая дополнительно, что онлайн-аналитика обеспечивает не только быстрое реагирование на события ИБ, но и развязывает руки разработчикам в плане применения искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования будущих сбоев.
Другие факторы
Предыдущие два варианта стали общими для всех групп опрошенных. Но нашлось место и для определенной категоризации. Например, ритейлеры чаще говорили о важности выстраивания омникального взаимодействия с потребителем, операторы связи — о выводе новых продуктов и услуг на рынок, а финансисты — о принятии решений, связанных с финансовыми рисками. Впрочем, необходимо понимать, что все эти процессы в современном цифровом бизнесе так или иначе взаимосвязаны.
Основные барьеры, которые препятствуют переходу на потоковую обработку данных
Пакетная обработка данных давала и дает бизнесу относительно быстрое реагирование на изменения, но только потоковая обработка делает возможным мгновенно принимать решения. Сама обновленная концепция будет завязана уже не на озерах данных и бесконечных хранилищах (методиками хранения), а на технологиях работы с ними (нейронных сетях и аналитике, моделировании и прогнозировании). Ни один руководитель высшего звена в здравом уме не скажет, что ему нужны сырые данные. Все хотят иметь готовые рекомендации.
«Компании, которые уже применяют потоковую обработку, считают, что по мере того, как вырастет экспертиза и уйдет существующий страх работы с данными в режиме реального времени, компании станут применять потоковую аналитику везде, где нужен анализ распределенных событий — по времени или по географическому местоположению», — пишут в отчете IDC.
На популярность пакетной обработки негативно влияет рост онлайн-взаимодействие и связанное с ним увеличение объемов неструктурированных данных. Компании, которые уже пришли к онлайн-обработке в числе ключевых факторов такой миграции называют растущую конкуренцию в отрасли (89%), увеличение онлайн-активности пользователей (75%) и цифровизацию всего (71%).
Вместе с тем, все участники опроса IDC, говоря о технологических задачах, которые решает потоковая обработка, чаще всего называли обработку финансовых данных (74%), потоковую загрузку данных в хранилища и озера (70%), потоковую аналитику для систем с ИИ и машинным обучением (62%), статистический анализ (58%) и интеграцию различных информационных потоков в онлайн-режиме (54%).
Эти цифры показательны с той точки зрения, что более 80% участников исследования уже внедрили или планируют внедрять инструменты для работы с данными в режиме, приближенном к реальному времени. Но в 44% попавших в выборку организаций пока этого не произошло. Основным сдерживающим фактором для большинства из них становится недостаток либо отсутствие опыта в этом вопросе. Многих останавливают сложности в интеграции, а также неготовность адаптации существующих в компаниях бизнес-процессов и архитектур.
«Несмотря на сложности во внедрении потоковой аналитики эта технология будет постепенно замещать процессы пакетной передачи данных. Лидирующие финансовые организации, компании розничной торговли и других отраслей, где есть большой поток данных, будут развивать технологии по извлечению полезной для бизнеса информации из этих данных. По мере развития экспертизы и ознакомления с технологией, внутри компаний или у сторонних организаций, будет снижаться барьер, связанный с новизной использования решений», — констатируют эксперты IDC.
Именно по этой причине больше половины организаций планируют привлекать сторонних консультантов для миграции на новые инструменты работы с большими данными. Помощь в этом окажет и то, что российские компании пока не планируют снижать затраты на аналитику, так как это направление является для многих ключевым фактором в конкурентной борьбе. Значительную роль в популяризации пакетной обработки должны сыграть успешные практические внедрения в компаниях, относящихся к лидерам своих отраслей. В первую очередь, это будут представители банковского сектора.
«Для быстрого и экономически выгодного внедрения технологий потоковой обработки данных стоит обратиться в сторонние компании, имеющие данную экспертизу. Привлечение компаний, имеющих опыт работы с технологией, поможет в формировании бизнес требований и технической реализации выбранного решения», — заключают аналитики IDC.
Полную версию исследования можно скачать здесь.