Разделы

Телеком Цифровизация Внедрения Инфраструктура ИТ в банках Ритейл

Егор Бавыкин, Softline: До 30% облачного бюджета российских компаний расходуются впустую

Нерациональное потребление облачных ресурсов — практически неизбежный спутник современной цифровизации. До недавнего времени решить проблему перерасхода средств и неоптимального использования облачных сервисов можно было только с помощью длительного ручного аудита. О том, что может ИТ-рынок предложить компаниям сейчас и как отслеживать все процессы, происходящие в сложной облачной экосистеме сервисов, в интервью CNews рассказал Егор Бавыкин, руководитель группы продаж решения Microsoft Azure компании Softline.

CNews: С какими проблемами компании часто сталкиваются при использовании облачной инфраструктуры с точки зрения лишних затрат?

Егор Бавыкин: Сейчас облака — это тренд, и если пять лет назад отношение к ним было несколько настороженным, то сейчас туда стремятся практически все: выносят свои системы, сервисы, строят решения на базе облачных технологий. Понятно, что с увеличением объемов облачных ресурсов за ними становится все сложнее следить. А ведь бывают ситуации, когда внутри компании существуют несколько бизнес-заказчиков, например, разных отделов, каждый из которых по-своему использует ресурсы. Это рано или поздно начинает создавать проблемы с бюджетированием, поскольку использование ресурсов не всегда оказывается прозрачным, а иногда становится и откровенно избыточным. Чтобы отслеживать все эти процессы и понимать их особенности, контролировать изменение тарифных планов и расходы компании, необходимо обладать высокой экспертизой именно в области облаков различных вендоров.

CNews: А можете привести какой-то пример из вашей практики, в котором вы столкнулись с подобной проблемой недостаточно эффективного управления потреблением облачных ресурсов?

Егор Бавыкин: У нас есть крупный заказчик, который активно переводит различные системы и бизнес-процессы на облачную модель потребления на основе Microsoft Azure, что позволяет им значительно экономить в капитальных затратах и гибко подстраиваться под динамичный ритм сегодняшнего бизнеса. Текущий объем потребления облака у заказчика уже занимает существенную часть его ИТ-бюджета, при этом все больше и больше процессов переводится в облако. В этой ситуации у руководства компании начали возникать сомнения в оптимальности использования ресурсов и должном соответствии всех проектов единым стандартам. Заказчик обратился к нам с просьбой провести аудит — комплексную проверку здоровья инфраструктуры Azure по нескольким критериям. Предпосылок работы с Softline у заказчика было несколько: мы сотрудничаем с Microsoft уже более 25 лет и удостоены самых престижных премий от вендора. Но более всего на выбор повлияло наличие у нас наивысшего международного статуса Azure Expert MSP от Microsoft, для получения которого необходимо подтвердить перед независимым аудитом соответствие высочайшим стандартам наших знаний в области предоставления услуг вокруг Microsoft Azure и процессов обслуживания заказчиков. В составе аудита для заказчика мы предлагаем ряд обязательных пунктов проверки — безопасность и надежность использования облака, удобство и финансовая эффективность. По результатам аудита мы обнаружили возможную оптимизацию до 7% ежемесячного платежа за счет отключения сервисов, которые никак не задействованы в текущих процессах, что в абсолютных цифрах позволяет экономить более 10 млн рублей в год.

bavykin450.jpg
Егор Бавыкин: Сейчас облака — это тренд, туда стремятся практически все

Дело в том, что, когда бизнес использует те или иные ресурсы, он не задумывается о соотношении утилизации этих ресурсов и их стоимости. Простой пример — в компании есть какой-нибудь сервер или виртуальная машина с неким установленным сервисом. В обычном случае в «наземной» инфраструктуре мало кто обращает внимание на процент загруженности этой виртуальной машины. Обычно на это обращают внимание только тогда, когда ресурсов становится мало, после чего докупается серверная мощность. С облаком все иначе, ведь ты платишь только за то, что реально используешь. И когда заказчик перемещает с «земли» в облако какую-то систему, а мы видим, что она нагружает облачный сервер всего на 20%, это становится сигналом, что остальные 80% выделенных ему ресурсов — банально не нужны.

Вот и получается, что детальный разбор того, что происходит в облаке, приносит бизнесу лучшую эксплуатацию ресурсов и существенное сокращение стоимости владения без ухудшения технических характеристик, и производительности. Это ли не мечта любой организации — получать то же самое, но за куда меньшие деньги?

CNews: Есть ли на рынке специальные автоматизированные программные решения или сервисы, которые позволяют надежнее и дешевле решать проблемы, связанные с лишними тратами на облака?

Егор Бавыкин: Не сказал бы, что рынок таких решений и услуг разнообразен, но он существует. Другое дело, что зачастую, если мы говорим, например, про Azure, речь идет о ручном аудите. В чем преимущество Softline и нашего решения Azure Health Checkup? Мы постарались аккумулировать весь наш опыт и сделать аудит максимально полезным и понятным для заказчиков. Для этого мы реализовали простую процедуру подключения, а также автоматизировали процесс сбора данных для аудита, который занимал существенное время. Это позволило понять работу системы с учетом перепадов нагрузки в разные дни. Кроме того, мы дополнили процедуру предоставления результатов аудита обязательным обсуждением наших рекомендаций с заказчиком, чтобы была возможность их прокомментировать и ответить на вопросы, а не оставлять заказчика один на один с отчетом.

Как это выглядит на практике? Для того чтобы воспользоваться этим сервисом, мы зарегистрировали в маркетплейсе Microsoft свое приложение. Когда заказчик туда заходит, он оставляет данные об облачной подписке и среде Azure, а также получает наше приложение. С его помощью мы подключаемся к инфраструктуре клиента, настраиваем необходимые системы мониторинга, логирования и аудита ресурсов, после чего в автоматическом режиме начинаем собирать данные. Аудит продолжается около 3-4 недель, в течение которых мы получаем телеметрию с сервисов, собираем метрики производительности, анализируем лицензионную составляющую бизнеса и то, насколько заказчик соблюдает отраслевые стандарты.

После этого мы агрегируем информацию и предоставляем отчет, состоящий из двух файлов. Первый — это документ в формате .pdf, содержащий наши рекомендации, разбитые по категориям: безопасность, отказоустойчивость, надежность, эффективность использования и финансовая эффективность. Второй файл — Excel-таблица со ссылками и указанием конкретных ресурсов, на которые необходимо обратить внимание.

Мы даем возможность заказчику самостоятельно ознакомиться с отчетом, после чего проводим конфколл, на котором я и наши эксперты проходимся по отчету и поясняем смысл данных нами рекомендаций, степень их влияния на бизнес, а также последовательность действий по устранению недостатков. Вплоть до того, что объясняем, где нужно немного переписать код, а где перенастроить свои инфраструктурные системы. Сразу определяется, что компания может сделать своими силами, а для чего придется привлекать экспертизу Softline.

Что важно подчеркнуть: речь идет не только о финансовой стороне использования облака. Аудит и экономит деньги компании, и помогает ей создать технологически выверенный механизм, работоспособность которого влияет уже на много других параметров, помимо оптимизации затрат. Это и производительность, и отказоустойчивость, и комфортность использования облака. Обращающиеся к нам люди, принимающие решения в компаниях, — самого разного профиля. Финансовому директору интересно сокращение издержек и более эффективное использование бюджета. А сотрудникам ИТ-блока часто важнее разобраться, насколько в принципе грамотно используется облако, ведь для поддержания полноценной работоспособности организации необходимо добиться определенного уровня надежности и отказоустойчивости инфраструктуры. Выход из строя какого-то критичного сервиса грозит простоями всего бизнеса, и тут речь будет идти о куда более внушительных суммах, чем расходы на аудит. Со всеми этим проблемами мы можем помочь и помогаем.

CNews: Как в Softline вообще появилась идея создания этого сервиса?

Егор Бавыкин: Это немного личная история: я работаю в компании уже больше шести лет, и все это время занимаюсь как раз вопросами поддержки и развития клиентов, использующих облако Microsoft Azure. Мои основные задачи — сделать так, чтобы использование облака было для клиента комфортным и понятным с точки зрения бизнес-ценности. По мере увеличения числа ресурсов мне становилось все сложнее обсуждать с заказчиками вопросы эффективности использования облачных сервисов. Ко мне начали приходить с запросами о проведении аудита, но у меня не было автоматизированного инструмента, чтобы помогать таким клиентам. Поняв, что задача оптимизации потребления стоит перед многими предприятиями, а выполнять ее вручную очень трудоемко, мы задумались о разработке такого инструмента.

bavykin700.jpg
Егор Бавыкин: Мы даем возможность заказчику самостоятельно ознакомиться с отчетом, после чего поясняем смысл данных нами рекомендаций и степень их влияния на бизнес

Она продолжалась на протяжении полугода. За это время мы провели технические консультации с вендором, составили бизнес-сценарий, получили обратную связь от заказчиков. Так как сервис подразумевает анализ множества показателей и технических метрик, то мы преодолели вызовы, связанные с агрегацией, очисткой и визуализацией больших данных. После этого прошел период бесплатного бета-тестирования, доработка и вывод в коммерческую эксплуатацию.

CNews: Что требуется от самой компании для того, чтобы воспользоваться этим решением?

Егор Бавыкин: Мы относим это решение к категории must have. С нашей точки зрения, компании, которые используют облако Azure и настраивают его собственными силами, должны иметь взгляд со стороны. Это помогает понять, насколько эффективна внутренняя экспертиза, и разобраться в сложных вопросах эксплуатации. Так что сервис подойдет любой компании, которая использует Azure.

CNews: Как часто нужно использовать этот сервис?

Егор Бавыкин: Очень важный момент: наш сервис — не одноразовая услуга. После проведения аудита в компании могут изучить опыт сотрудничества с Softline. Если экономия оказывается для организации значительной, мы готовы предложить эволюцию сервиса с поддержкой в формате 24/7. В этом сценарии при внедрении новых сервисов мы автоматически можем сигнализировать заказчику о том, какие новые уязвимости или недостатки появились, и как их можно устранить.

Другой вариант — полноценный сервис по оказанию поддержки облака Azure. Сюда входят консультации и внедрения силами наших специалистов. А это приносит возможность в любой момент времени в личном кабинете Softline прочитать отчет о том, что происходит в инфраструктуре организации прямо сейчас.

CNews: Почему компаниям выгодно прибегнуть к помощи специального сервиса? Насколько его стоимость меньше среднестатистических избыточных расходов предприятий на инфраструктуру?

Егор Бавыкин: Потенциальная экономия может составлять от 10% до 30% облачных затрат. Это, кстати, показатели, которые характерны для всего мира, и мы в Softline своим опытом их подтвердили.

CNews: Есть ли у вас примеры кейсов с использованием этого сервиса, о которых можно говорить вслух?

Егор Бавыкин: Таких примеров уже достаточно много. Услуга Azure Health Checkup была предоставлена, например, компании «Визорлабс». Подключившись к среде Azure, нам удалось аккумулировать сведения об уровне эффективности ее использования, после чего была проведена оценка перспективности оптимизации лицензионных затрат, архитектуры, безопасности и соответствия использования облачной инфраструктуры принятым стандартам. Кроме того, эксперты Softline исследовали производительность Azure и расходы на ее эксплуатацию. Заказчик получил от нас подробный отчет, в котором были отмечены недостатки, рекомендованные к устранению. Например, для решения «Визорлабс» в области компьютерного зрения использовались дорогостоящие виртуальные машины с модулями GPU. Но проведенная экспертиза выявила, что они безостановочно работали даже в тот момент, когда Заказчик не пользовался сервисом, а значит ресурсы расходовались нерационально. Помимо этого, мы дали ряд рекомендаций, которые помогли усилить меры безопасности компании. В том числе и о правильной ролевой модели доступа и модели интеграции с локальной инфраструктурой. Более того, были разработаны дашборды мониторинга, наглядно демонстрирующие соответствие текущей ситуации рекомендациям в области ИБ.

Другой пример — резидент Сколково «Хидбук Клауд», который занимает лидирующие позиции на рыке разработчиков решений в области компьютерного зрения и речевой аналитики. Была составлена подробная карта облачной инфраструктуры компании, которая наглядно продемонстрировала, какие сервисы и виртуальные машины используются и насколько эффективно расходуются облачные ресурсы. В этой организации мы также разработали дашборды мониторинга и составили рекомендации в области информационной безопасности.

Эти примеры — далеко не единственные, и портфолио Softline по услуге Azure Health Checkup продолжает постоянно расширяться. Это доказывает правильность нашей идеи о том, что российский бизнес заинтересован в автоматизированном аудите своих облаков. И это, подчеркиваю, приносит не только сиюминутную финансовую выгоду, но и повышает шансы компаний в борьбе за технологическое и рыночное лидерство в перспективе.