Сергей Попов, «АйТеко»: Рынок ищет возможность стабилизации за счет ИТ
И во время пандемии, и на этапе выхода из карантина многие предприятия искали возможность преодоления вставших перед ними вызовов. Отечественные ИТ-компании предлагали самые разные инструменты. Рынок при этом обращал внимание как на отдельные решения, так и на комплексные варианты. О том, что поможет российским организациям максимально эффективно пройти через восстановительный период, в интервью CNews рассказали эксперты и топ-менеджеры «АйТеко» во главе с заместителем генерального директора компании Сергеем Поповым.
CNews: Расскажите, как пандемия сказалась на российских компаниях и их ИТ-приоритетах?
Сергей Попов, заместитель генерального директора «АйТеко»: Ограничительные меры в целом привели к снижению деловой активности, хотя некоторые компании, переведя сотрудников на дистанционную работу, продолжали работать эффективно за счет использования ИТ-инструментов. На этапе снятия карантинных ограничений перед многими стоит задача адаптироваться к новым рыночным условиям, сложившимся из-за пандемии. Кризисные явления диктуют необходимость сокращать капитальные и операционные затраты бизнеса (в том числе затраты на ИТ) при сохранении высокой эффективности. При этом важно обеспечить соответствие законодательству в части новых санитарных норм (сюда входят социальное дистанцирование и ношение масок) и контроль их соблюдения. Компаниям нужны решения, которые позволяют организовать работу в новых условиях, гибкий подход к управлению ресурсами, решения, которые будут полезны в длительной перспективе.
CNews: Чем «АйТеко» может помочь своим клиентам в перестройке процессов?
Сергей Попов: «АйТеко» давно работает на ИТ-рынке — 23 года. За это время накоплен огромный проектный опыт, сформирован стек инновационных технологий, на базе которого родились наши собственные продукты и сервисы. Мы хорошо понимаем боли и задачи компаний, оказавшихся в непростой экономической ситуации, и предлагаем заказчикам набор ИТ-инструментов для стабилизации бизнеса, преодоления кризиса и создания основы для будущего развития.
CNews: Расскажите, какие компоненты входят в этот набор и каким компаниям стоит задуматься о его применении?
Сергей Попов: Помимо инструментов для проведения онлайн-совещаний и кросс-платформенного решения «Дистанция» для организации удаленных рабочих мест, наш комплекс ИТ-решений включает набор продуктов, сервисов и услуг, которые актуальны для компаний на всех этапах снятия ограничительных мер и в посткарантинный период. Так, «Гибкий офис» поможет компаниям сократить количество присутствующих в офисе сотрудников, уменьшив тем самым расходы на аренду, а также соблюсти требования по дистанции между рабочими местами сотрудников. Биометрический СКУД SmartBM, разработанный «АйТеко», можно использовать не только для контроля доступа и перемещений, но и для контроля ношения средств индивидуальной защиты.
Школа ИТ-специалистов готовит квалифицированные команды для разработки ИТ-продуктов в организациях-заказчиках, закрывая задачу обучения необходимого числа специалистов.
Организациям розничной торговли мы предлагаем бесконтактные решения для автоматизации от компании НТР, входящей в группу компаний «АйТеко». Помимо снижения затрат на персонал, эти решения помогают выполнять правила социального дистанцирования.
Мы протестировали сами и предлагаем заказчикам организацию «под ключ» бизнес-мероприятий в интерактивном онлайн-формате. Сейчас компаниям очень важно эффективно взаимодействовать и продолжать общаться, поддерживать активности с партнерами и клиентами.
CNews: Как «АйТеко» понимает и каким образом реализует концепцию гибкого офиса? Что входит в состав решения?
Дмитрий Чиндяскин, технический директор «АйТеко»: Концепция гибкого офиса является следствием обстоятельств, связанных с карантинными мероприятиями и мерами предотвращения распространения вируса. Основа концепции в том, что в офисном пространстве у сотрудников нет жестко закрепленных (персональных) рабочих мест. Вместо этого каждое рабочее место является универсальным, подходящим для исполнения своих должностных обязанностей любым сотрудником компании. Это возможно благодаря внедрению универсальной ИТ-инфраструктуры. Компания, имея определенное число универсальных «плавающих» рабочих мест, выводит в офис сотрудников с удаленной работы в соответствии с производственной необходимостью. При этом нет опасений, что кто-либо столкнется с проблемой недостаточного оснащения временного рабочего места. Концепция гибкого офиса позволяет сократить количество присутствующих в офисе сотрудников до необходимого уровня, площадь аренды офисных помещений и связанные с этим операционные расходы. Гибкий офис с трансформируемыми рабочими пространствами может удовлетворить любым санитарным требованиям по рассадке людей.
Также в гибком офисе предусмотрен набор быстроразвертываемых телекоммуникационных сервисов: отказоустойчивое подключение к каналам связи, средства сетевой защиты, беспроводной доступ в сеть по технологии Wi-Fi и средства универсальной коммуникации (для передачи голоса, видео, организации конференций и совместной работы). Благодаря новому стандарту Wi-Fi 6 беспроводное подключение становится действительно полноценным, надежным средством связи, способным стать инструментом для непрерывного внедрения инноваций. Появляется возможность полностью отказаться от проводов для рабочих мест сотрудников, что приводит к экономии на инфраструктуре и упрощает планирование рабочего пространства. Концепция гибкого офиса подразумевает использование систем на основе технологии BLE (Bluetooth low energy), позволяющей пользователям работать с различными сервисами на основе определения местоположения.
CNews: Компаниям, которые возвращают сотрудников в офисы, предстоит обеспечить условия для их безопасной работы, контролировать ношение масок и социальную дистанцию. Как «АйТеко» может помочь с решением таких задач?
Илья Калагин, руководитель Центра когнитивных технологий «АйТеко»: Мы предлагаем автоматизировать часть задач по созданию безопасных условий работы, в том числе — контроль соблюдения социальной дистанции, ношения масок и перчаток. При разработке мы учли актуальные потребности заказчиков и сфокусировались на тех решениях, которые можно оперативно внедрить на основе существующей инфраструктуры. Центр когнитивных технологий «АйТеко» предлагает систему на базе компьютерного зрения, предназначенную для автоматического определения наличия или отсутствия на человеке маски или перчаток. Продукт может использовать стандартные обзорные камеры видеонаблюдения. Решение уже проверено на практике: в его основе — алгоритмы, которые используются в нашей системе детекции ношения перчаток, шлемов, очков и других средств защиты.
Также надо отметить, что в сложившихся условиях востребована биометрическая система распознавания лица SmartBM, предлагающая бесконтактный способ идентификации для контроля и управления доступом. Комплекс может быть дополнен дезинфицирующей рамкой, в которой для обеззараживания используются озон, ультрафиолет и специальный дезинфицирующий туман. Вырос интерес заказчиков к голосовым интерфейсам для управления устройствами, например лифтами. Мы предлагаем программно-аппаратный бокс, который встраивается в механизмы, не требует подключения к интернету и дает возможность управлять средой голосовыми командами без физического контакта с поверхностями.
CNews: Школа ИТ-специалистов — это постоянно действующий проект или это единоразовая инициатива? Какие функции она может выполнять и в каких направлениях?
Ольга Андриянова, исполнительный директор «Инновационного центра Ай-Теко»: Школа «Интеллект» основана в 2019 году на базе компаний «Инновационный центр Ай-Теко» и «Витте инновации». Школа готовит разработчиков и тестировщиков по Java/Java Script. Программы школы подходит как для обучения с нуля, например, для старшекурсников технических вузов (с третьего курса), что позволяет им получить необходимые знания и практический опыт, так и для переквалификации. Ключевые особенности программы — практика составляет более 60% времени обучения, методология, структура и контент разработаны с учетом требований и при участии специалистов ведущих ИТ-компаний. Мы выпускаем порядка 100 человек в год. С этого года школа работает не только на закрытие внутренних потребностей, но и для корпоративных клиентов, которым мы предлагаем разработку и проведение специальной программы обучения с требуемым стеком технологий и квалификацией выпускников.
CNews: Чем помогут в стабилизации состояния бизнеса бесконтактные решения в ритейле: кассы самообслуживания и информационные киоски?
Владимир Зинченко, руководитель направления компании НТР (входит в группу компаний «АйТеко»): Наблюдаем очень серьезный рост интереса всего рынка и отдельных его сегментов — например, в рознице — к технологиям, снижающим контакт посетителей с обслуживающим персоналом в период пандемии. Потребность в online2offline-технологиях, предоставляющих привычные для интернета сервисы в точки консервативных продаж, не исчезла.
Компания «Новые Телеком Решения» успешно разрабатывает, производит на собственных сборочных мощностях и внедряет аппаратные решения, позволяющие ритейлерам в разных сегментах продаж запускать новые цифровые сервисы для покупателей: кассы самообслуживания, инфокиоски различных форм-факторов, планшеты обратной связи. Одним из факторов успеха является одномоментное внедрение аппаратного и программного решения. Программная платформа .aip нашего партнера — компании «Дата Мастер» — позволяет управлять контентом цифровых поверхностей: микроприложениями, аудио- и видеорекламой, виртуальными ассистентами и видеоаналитикой. Создана централизованная экосистема по управлению Digital Signage устройств.
Альянс разработчиков аппаратных и программных компонентов — это современный тренд. Рынок ищет и находит в решениях, предлагаемых ими, те решения, которые отвечают современным вызовам: повышение безопасности покупателей за счет снижения контактов и скорости обслуживания; повышение лояльности покупателей за счет удобства; повышение продаж за счет внедрения новых механик.
CNews: Ограничительные меры оказали влияние не только на организацию работы компаний, но и на их взаимодействие с клиентами и партнерами в части маркетингового продвижения. Не секрет, что ограничения на проведение мероприятий, особенно массовых, будут сниматься в последнюю очередь. Как выйти из положения?
Ирина Кириллова, директор по PR и маркетинговым коммуникациям «АйТеко»: В B2B-секторе маркетинг традиционно строится на выстраивании отношений с целевыми заказчиками. Поэтому наше маркетинговое поле, тем более в ИТ, незначительно пострадало от ограничительных мер во время пандемии. Мы, безусловно, перестроились и проводим онлайн-мероприятия с партнерами и заказчиками. Это обучающие семинары, промо-туры с погружением в особенности продуктов и решений, с демонстрацией возможностей вендорских и собственных продуктов «АйТеко». Мы проводим бизнес-встречи, в которые встраиваем элементы креативных форматов.
Основное, что нужно для поддержания эффективности в онлайн-пространстве, — динамика. Это касается и выступлений спикеров, и умелого переключения между участниками. Обладая набором решений для проведения онлайн-мероприятий, мы в «АйТеко» с легкостью перешли на «бесконтактный маркетинг» с сохранением бизнес-эффекта от мероприятий. Пожалуй, интересной особенностью в нынешней реальности стало увеличение количества участников онлайн-встреч из регионов, что обусловлено удобством и экономией ресурсов для них. Для компаний, которым в сложившейся экономической ситуации важно снижать затраты, онлайн-мероприятия стали достойной альтернативой традиционным форматам.