Спецпроекты

Какую ИТ-стратегию выбирает Росбанк и группа Societe Generale в России

2671
ИТ в банках

О том, какой ИТ-стратегии будет придерживаться Росбанк и группа Societe Generale в России, как расходуется ИТ-бюджет, какие результаты принесло пилотное внедрение единой биометрической системы, а также о ключевых ИТ-проектах банка и планах на будущее рассказал в интервью CNews ИТ-директор Росбанка Денис Сотин.

CNews: Денис, какое место ИТ-блок занимает в структуре Росбанка?

Денис Сотин: В наше время информационные технологии во многом определяют развитие банка, поэтому ИТ-блок занимает, безусловно, важное место в его структуре. Если говорить о численности персонала, то это одно из крупнейших подразделений в нашей компании – на сегодня это порядка 10% от всего количества сотрудников. В совокупности в различных ИТ-подразделениях Росбанка работает около тысячи человек.

CNews: Каковы расходы банка на технологии?

Денис Сотин: Крупные банки много инвестируют в развитие новых технологий. Так, например, Societe Generale является одним из лидеров в мире по развитию банковских технологий, объединяющий 23 500 ИТ-специалистов с ИТ-бюджетом в 3,8 миллиарда евро в 2017 году. Для поиска новых идей крупные банки активно привлекают и финансируют финтех-компании по всему миру.

Что касается Росбанка, то у нас есть определенная часть операционных расходов, которую мы контролируем и принимаем меры для того, чтобы эти расходы не увеличивались. Нам удается расти, не раздувая бюджет, даже несмотря на то, что количество людей и разрабатываемых сервисов постоянно увеличивается. Операционная часть расходов на ИТ составляет порядка 2,5 миллиардов рублей в год.

С другой стороны, есть также проектная составляющая бюджета, которую мы инвестируем в развитие новых технологий и новых платформ в рамках бизнес-проектов. Ежегодно мы тратим на такие проекты порядка двух миллиардов рублей, и эта часть расходов постепенно увеличивается. Сейчас мы выходим на стабильный уровень инвестиций, поскольку основные платформы либо уже находятся в стадии реализации, либо запланированы для внедрения в следующем году. Таким образом в дальнейшем мы перейдем на планомерное развитие имеющихся платформ, а также развитие новых сервисов.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о ключевых ИТ-проектах, реализованных за прошедший год

Денис Сотин: Наше развитие базируется на ИТ-стратегии, которую мы определили в середине 2015 года, и каждый год актуализируем. В этом году мы подготовили единую ИТ-стратегию для группы Societe Generale в России (Росбанк, «Русфинанс банк», банк «Дельтакредит») на четыре года, с 2018 по 2021, и в соответствии с ней у нас уже реализован либо реализуется целый ряд программ. Начинали мы с разработки комплекса платформ для улучшения функциональности розничного бизнеса. В первую очередь это розничная CRM 360 View, новый call-центр, большое количество новых сервисов, которые мы могли бы интегрировать с другими элементами ландшафта. В рамках этой программы мы запустили новый кредитный процесс, новый кредитный фронт и новый модуль принятия решений. Сейчас мы движемся к завершению интеграции оставшейся части функциональности фронта в офисах в единую платформу, что произойдет в конце первого квартала следующего года. Как итог, мы получим единую платформу, которая будет предоставлять единые сервисы и продукты во всех каналах банка.

dsc1851.jpg
Денис Сотин: Если сравнивать, например, развитие дистанционных банковских услуг, развитие мобильных и интернет-банков, то я могу сказать, что на том уровне, на котором это направление развито в России, оно не развито больше нигде

Кроме этого, мы завершили успешный реинжиниринг корпоративного хранилища данных. Поскольку исторически в Росбанке, учитывая процессы слияний и поглощений, накопились несколько корпоративных хранилищ, было принято решение о запуске проекта по их оптимизации и объединению. Он был успешно завершен, и сейчас на базе обновленного хранилища данных мы развиваем функциональность по регуляторной и управленческой отчетности.

В этом и следующем году очень большое внимание мы планируем уделить развитию наших дистанционных каналов. У нас есть ряд проектов для различных сегментов бизнеса как Росбанка, так и группы в России в целом: для физических лиц, крупных корпоративных клиентов, для малого и среднего бизнеса. Мы создали отдельные команды, которые работают над развитием различных дистанционных сервисов, и уже в следующем году наши клиенты смогут воспользоваться новыми услугами, причем часть из них будет уникальна для рынка, и Росбанк, надеюсь, предложит их первым или одним из первых.

Еще один очень важный момент – это работа с данными. Мы движемся к модели датацентричного банка, и у нас достаточно много внедрений и экспериментов, проведенных в предыдущие годы. Мы уже активно работаем с большими данными: например, у нас есть сервис Smart Recovery – он дает возможность получить полную картинку по клиентам, используя как наши собственные данные, так и общедоступные, из других источников, и наша служба по работе с просроченными задолженностями активно его использует. Успешно также применяются и решения по работе с большими данными в рамках розничных рисков. Кроме того, для целей обработки данных для регуляторной отчетности в этом году мы запустили пилот, который сейчас плавно переходит в стадию промышленного внедрения. Думаю, в будущем году на его основе будет построен datalake для онлайн-обработки данных, что позволит значительно оптимизировать скорость обработки и скорость использования данных в бизнес-целях, а также сократить стоимость хранения данных.

У нас много изменений, мы планомерно внедряем ту целевую архитектуру, которую мы утвердили в конце 2016 года, детализируя и уточняя ее по ходу реализации из года в год. Наша задача в этом и следующем году – максимально уйти от зависимостей от наследованных старых АБС, которые, безусловно, существуют в нашем банке, как и, наверное, у 95% представителей банковской системы. При этом мы уходим от монолитных АБС к платформенным решениям и развитию новых сервисов и продуктов на их основе.

CNews: Вы упомянули про уникальные сервисы, которые, возможно, первыми предложите рынку. Можете рассказать о них?

Денис Сотин: Пока рано об этом говорить, так как они на текущий момент находятся в разработке. Поскольку Societe Generale в России представлена тремя банками, у нас есть возможность комбинировать различные продуктовые приложения, так как «Русфинанс банк» концентрируется на автокредитовании и потребительском кредитовании, а банк «ДельтаКредит» предоставляет услуги ипотечного кредитования. В рамках тех решений, которые будут представлены рынку в конце этого и начале следующего года, мы сделаем акцент на общей витрине финансовых продуктов Группы и двинемся во внебанковскую сферу – это, например, страхование, лизинг, и другие виды бизнеса, так или иначе связанные с банковским. У Росбанка и у всей банковской группы в России сформировано уникальное положение, охватывающее все направления банковского бизнеса: активно развиваются корпоративное и розничное направления, сервисы для малого и среднего бизнеса, инвестиционный банкинг и премиальное обслуживание. К тому же мы можем использовать технологии и наработки группы, что дает нам возможность создавать по-настоящему комплексные продукты.

CNews: Росбанк участвовал в создании Единой биометрической системы и одним из первых подключился к использованию этой технологии. Можете поделиться первыми результатами этой работы?

Денис Сотин: Проект по созданию Единой биометрической системы, который осуществляется и активно поддерживается Центральным Банком, Ростелекомом и Правительством, имеет очень большое значение. Мы активно включились в эту инициативу, и итогом нашей работы стал запуск 1 июля в офисах Росбанка сервиса по сбору и передаче биометрических данных граждан Российской Федерации в Единую биометрическую систему. 62 отделения Росбанка, расположенные в 34 регионах присутствия банка (40 городов по всей России), готовы принять и направить биометрические данные клиентов в Единую биометрическую систему. До окончания 2018 года к системе будет подключено еще более 40 отделений Росбанка. Количество клиентов, которые сдали свои данные в систему биометрической идентификации, пока, конечно, невелико, и исчисляется сотнями, но мы видим, что интерес к технологии растет, и количество пользователей будет также активно расти. Это, в том числе, и развитие на перспективу. Создание такого сервиса – правильный шаг, в том числе, для формирования правильного восприятия этой технологии у населения. Безусловно, дальнейшее развитие не только сбора данных, но и использования их для подтверждения личности клиента, позволит внедрять новые продукты и сервисы, минимизировать физическое взаимодействие клиента и банка. В целом, сервис сильно упрощает жизнь клиента и позволяет ему в рамках единого цифрового пространства получать различные финансовые услуги и сервисы, не выходя из дома. А для банков он открывает новые возможности для развития, совершенствования качества продуктов и сервисов.

dsc1863.jpg
Денис Сотин: В Росбанке мы уже сегодня применяем технологии искусственного интеллекта, а именно – машинное обучение

CNews: Как, по вашему мнению, в России обстоят дела с информатизацией банковской сферы?

Денис Сотин: Я могу сказать, что в части банковских технологий Россия очень сильно развита, и во многих случаях мы опережаем европейский и американский рынки. В силу исторических обстоятельств банковская система у нас в стране развивалась очень стремительно, а конкуренция на рынке всегда была высокая, у банков было крайне мало времени для внедрения и применения новых технологий, продуктов и сервисов. Мы развиваемся достаточно быстро, и зачастую цикл, который занимает в Европе порядка 3–5 лет, мы проходим за полгода-год. Если сравнивать, например, развитие дистанционных банковских услуг, развитие мобильных и интернет-банков, то я могу сказать, что на том уровне, на котором это направление развито в России, оно не развито больше нигде.

Но у этого есть и обратная сторона. Многочисленность продуктов и сервисов и скорость их внедрения, а также частая смена технологий привели к тому, что мы имеем сложные ландшафты, так как не всегда уделяли достаточно внимания стратегии развития и целевой архитектуре систем. Практически у всех банков накопилось большое количество наследованных технологий.

CNews: Одна из самых серьезных проблем – кибербезопасность. Как вы защищаете свой бизнес и своих клиентов?

Денис Сотин: Вопрос информационной безопасности в любом банке должен быть первым приоритетом, так как обеспечение безопасности операций – это то, что гарантирует доверительное отношение клиента к банку. Поэтому и группа Societe Cenerale в целом, и банки Группы в России уделяют этому особое внимание. Объем инвестиций в эту сферу достаточно велик, мы не жалеем средств и пытаемся внедрять абсолютно все самые современные решения по различным направлениям, связанным с информационной безопасностью, будь то предотвращение утечки данных, кибербезопасность или что-либо другое. Основная задача – реализовать все так, чтобы клиент этого не замечал, но в то же время знал, что его банковские операции совершенно безопасны.

CNews: Центральный банк планирует в скором времени возложить на банки обязательства по предоставлению отчетности в формате XBRL. Вы готовы к этому?

Денис Сотин: Да, безусловно. Мы ведем активную подготовку: участвуем в рабочих группах, прорабатываем этот вопрос и на уровне ИТ-подразделений, и на уровне отдельных специалистов. Внедрение XBRL– это понятный и достаточно логичный шаг, который надо поддерживать. Я полагаю, что ближе к 2020 году банки будут обязаны предоставлять отчетность в XBRL, так как уже сейчас в ряде учреждений работают пилотные проекты. Безусловно, есть определенные нюансы, и участники рынка находятся в разной степени готовности, но в целом, я думаю, через два-три года будет достигнут должный уровень проработки, и мы постепенно перейдем на предоставление таких данных. Поскольку Росбанк, как часть группы Societe Generale, работает, в том числе и в рамках европейского регулирования, я знаю, что европейские регуляторы движутся в том же направлении и переходят к передаче всех первичных данных и к дальнейшему уходу от отчетных форм.

CNews: Как далеко банки продвинулись в направлении открытых API банковских систем? Есть ли у вас наработки в этом направлении?

Денис Сотин: Проекты по открытию API уже существуют. Не секрет, например, что банки достаточно активно стандартизируют API, открывая их для своих партнеров по эквайрингу, платежных провайдеров и так далее. Некоторые банки также активно прорабатывают открытие API для предоставления определенных сервисов и платежей между банками. Основным двигателем в этом вопросе должна быть коммерческая заинтересованность банков. Со стороны регулятора производятся определенные действия в направлении создания единого поля возможностей для различных банков. Мы тоже вовлечены в этот проект и в рамках ассоциации «Финтех» участвуем в его проработке. Но конкретные кейсы, которые уже сейчас есть на рынке, и те, которые будут появляться, будут связаны с конкретным бизнес-применением тех или иных API.

CNews: Каково ваше отношение к технологиям искусственного интеллекта? Приведет ли их применение к серьезному сокращению числа сотрудников?

Денис Сотин: В Росбанке мы уже сегодня применяем технологии искусственного интеллекта, а именно – машинное обучение. На данный момент мы пока еще очень далеки от того набора технологий, который был бы приближен к человеческому разуму. Но, тем не менее, пул технологий, относимых к искусственному интеллекту, уже применяется и дает большой эффект, поскольку позволяет работать с различными гипотезами, выбирать из них наиболее правильные и на их основе принимать решения.

Я не думаю, что искусственный интеллект заменит людей в ближайшем будущем. Здесь скорее имеет смысл говорить о перепрофилировании – мы уходим от рутинной работы, отдавая ее технологиям, и приходим к более творческим или интеллектуальным задачам по управлению технологиями ИИ.

CNews: У вас есть конкретные примеры, где вы используете такие технологии?

Денис Сотин: Мы сейчас используем элементы машинного обучения в работе с просроченной задолженностью и в рамках тех моделей, которые формируются розничными рисками. Более того, у нас создан Центр инноваций, в котором мы собрали людей из различных подразделений – из ИТ, бизнеса, управления рисками. В нем проводятся эксперименты с различными технологическими новинками, анализ их применения для различных бизнес-кейсов. То есть это не оторванное от бизнеса исследование, не чистое RnD, а возможность применения технологий для решения конкретных бизнес-задач.

CNews: Подводя итог, каковы ваши цели и планы на ближайшее будущее?

Денис Сотин: Наша задача на ближайший год – продолжение масштабной трансформации. Мы планируем стать одним из технологических лидеров рынка, научиться еще быстрее и качественнее внедрять новые продукты и сервисы. Росбанк – самый надежный банк по оценке Forbes, но мы хотим быть еще и самым технологичным банком. У нас есть все необходимые ресурсы для достижения этой цели.

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»

Технология месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»