Павел Филимоненок: Хранилище данных помогает оперативно получать качественную аналитику
Об аналитических задачах банка в эпоху «потребителей», о возможностях исследования корпоративной и внешней информации и опыте применения хранилища данных рассказал Павел Филимоненок, заместитель председателя правления Банка «Санкт-Петербург».
CNews: Сегодняшний рынок – это рынок потребителя, как в связи с этим меняются аналитические задачи банка?
Павел Филимоненок: Действительно, сейчас успешность банка зависит уже не от его продуктового предложения, а от качества услуг для клиентов и их лояльности. Запросы клиентов изменились, им стало удобнее общаться и получать услуги через цифровые каналы. Банкам нужно следовать за ними. В этом году банк «Санкт-Петербург» принял новую стратегию инновационного развития, которая ориентирована на построение digital-банка, но уже сейчас мы предлагаем клиентам сервисы интернет-банка и мобильного приложения, интернет-кошелек, бесконтактные платежи и другие цифровые услуги.
Фокус аналитики тоже смещается на клиента: чем живет и чего хочет, как выполняет свои обязательства, насколько он эффективен для банка, какую прибыль приносит. Исследование данных из корпоративных систем, интернет-источников, в том числе, из социальных сетей, позволяет найти ответы на эти вопросы.
CNews: Данные сегодня называют «новой нефтью» и «золотоносной жилой». Как вы считаете, научились ли российские банки добывать ценность для бизнеса из корпоративных и внешних данных?
Павел Филимоненок: Если говорить про большие данные, то отечественные финансовые организации находятся в самом начале пути их освоения, пока только передовые банки, в том числе и банк «Санкт-Петербург», уже приступают к использованию технологий больших данных. Их исследование помогает лучше узнать клиентов, прицельно отвечать на запросы и формировать предложения, разрабатывать программы лояльности. Поскольку мы нацелены на построение цифрового банка, развитие возможностей анализа информации из соцсетей и других интернет-источников для нас актуальная задача.
А вот извлекать пользу для бизнеса из корпоративных данных сегодня, я думаю, умеют уже многие банки. Крупные и средние организации, как правило, имеют хранилище данных (ХД), в котором накапливают информацию из своих учетных систем, а для их исследования применяют средства анализа, например, BI-инструменты. Спектр решаемых задач может быть обширен, включая анализ эффективности и рентабельности банка, в том числе, его продуктов, клиентов и каналов продаж, анализ ликвидности и рисков, профилирование клиентов и многое другое. Наш банк также уже несколько лет эксплуатирует хранилище данных и BI-систему для анализа корпоративной информации.
CNews: Какие выгоды смог получить БСП от хранилища корпоративных данных?
Павел Филимоненок: Прежде всего, ХД помогает нам оперативно получать качественную корпоративную аналитику, которой можно доверять.
Банк обслуживает более 1,5 млн физических лиц и 56 тыс. компаний, эмитировал и обслуживает более 1 млн банковских карт. Поэтому для решения аналитических задач требуется обработка больших массивов информации. Для этих целей в 2014 году мы внедрили корпоративное хранилище данных «Контур» от компании Intersoft Lab, в котором стали консолидировать данные по клиентам и кредитным договорам, а также данные бухучета. Эффект от ХД ощутили практически сразу: разгрузили АБС, снизили трудозатраты на подготовку данных, сотрудники стали оперативно получать необходимую аналитику и больше доверять отчетности на основе данных из хранилища.
Первыми использовать данные стали специалисты дирекции кредитных рисков, для них были развернуты аналитические витрины для анализа состояния розничного и корпоративного кредитного портфеля. Но на этом мы не остановились и последовательно расширяли ХД новыми данными. Собрали данные договоров по частным и корпоративным вкладам, данные по пластиковым картам. Это помогло решить задачи ежедневного контроля показателя краткосрочной ликвидности по Basel III и вычисления кодов усреднения для расчета обязательных нормативов ликвидности. А в этом году мы начали загружать данные транзакций по пластиковым картам и программам лояльности для клиентов. Увеличился состав пользователей данных от розничного блока, казначейства и дирекции бухгалтерского учета и отчетности банка.
CNews: Анализ данных – всегда процесс творческий, как ИТ-служба обеспечивает его для сотрудников банка?
Павел Филимоненок: Чтобы предоставить пользователям необходимую свободу при решении аналитических задач, мы используем BI систему. ИТ-департамент обеспечивает загрузку данных в хранилище, а финансовый блок отвечает за разработку конкретных приложений и доставку контента бизнес-пользователям. Сотрудники в подразделениях имеют возможность самостоятельно настраивать необходимые отчетные формы и получать интересующую аналитику.
CNews: Качество информации является ключевым условием для извлечения из нее пользы для бизнеса. Как банк «Санкт-Петербург» решает проблему обеспечения качества данных?
Павел Филимоненок: Хранилище данных помогает нам решить ключевую задачу в подготовке отчетности – обеспечить качество исходной информации. Ошибки в данных неизбежно возникают в учетных системах, но при загрузке в хранилище они автоматически выявляются и устраняются.
Кроме того, в банке создана и работает «Служба качества данных» — специальное направление, которое отвечает за исполнение функций контроля качества корпоративной информации. Служба помогает организовать взаимодействие подразделений по поддержанию необходимого качества данных в информационных системах. Службе удалось выявить и устранить причины целого ряда ошибок. В результате повысилось качество данных не только на уровне хранилища, но и в АБС.
CNews: Качество данных – критический фактор не только для аналитики. Используются ли данные хранилища для подготовки других видов банковской отчетности?
Павел Филимоненок: Для подготовки регуляторной отчетности обязателен контроль качества данных, поскольку ошибки могут приводить к штрафам. Да и в управленческой отчетности, на основе которой принимаются решения, тоже не должно быть неверных или неполных сведений, иначе это может грозить потерями для бизнеса.
Данные хранилища специалисты банка используют не только для подготовки аналитической отчетности, но и для расчетов отдельных, наиболее трудоемких, показателей для обязательной отчетности, а также для формирования бюджета по любому клиенту.
CNews: Насколько нам известно, стратегия банка предполагает экспансию в регионы за счет сделок M&A. Как в случае появления новой региональной структуры распространить на нее применяемые аналитические технологии?
Павел Филимоненок: Мы уже имеем такой опыт. После завершения процедуры присоединения к банку «Санкт-Петербург» ИКБ «Европейский» в январе 2015 года, всего за 2,5 месяца была налажена консолидация информации нового филиала в корпоративное хранилище данных. Полученный опыт заложил технологическую основу для подготовки консолидированной отчетности банка при присоединении других кредитных учреждений.
CNews: Каковы перспективы развития корпоративного хранилища данных в банке?
Павел Филимоненок: Корпоративные данные – это ценный блок информации для анализа результатов деятельности банка, контроля ликвидности и рисков, оценки эффективности обслуживания клиентов, выявления возможностей оптимизации бизнеса. Поэтому мы будем развивать эксплуатируемое хранилище и расширять состав его данных для решения новых аналитических задач. Тем более что отчетности, выпускаемой на основе данных хранилища, доверяют сотрудники банка.