Как Альфа-Банк ускорил ИТ-процессы на порядок
В то время, когда проекты по замене ИТ-платформ дают результаты в лучшем случае на десятки процентов, Альфа-Банк поднял эту планку на порядок. Как это удалось, рассказывают начальник управления интеграционных систем ИТ-блока Альфа-Банка Артем Шахвердян и заместитель генерального директора «Диона Холдинг» Светлана Бутырина.CNews: Какие экономические и технологические вызовы сегодня влияют на развитие ИТ в Альфа-Банке?
Артем Шахвердян: Сегодня Альфа-Банк имеет очень хорошие позиции на российском финансовом рынке, и это дает нам возможность ставить перед собой все более амбициозные цели и задачи.
Каждые три года в банке формируется стратегия развития, которая утверждается на уровне руководства Альфа-Банка. Стратегия развития современного российского банка – ее цели и направления – лежит в плоскости современных трендов в финансовом секторе. В первую очередь это удержание клиентов, наращивание базы, повышение лояльности клиентов, налаживание взаимоотношений с ними.
Этой же стратегии придерживается и Альфа-Банк. У нас все нацелено на то, чтобы сделать банк максимально удобным для клиента. Для этого мы упрощаем схемы обслуживания, предоставляем каждому клиенту наиболее удобный канал взаимодействия – от мобильного приложения до звонка в контакт-центр или визита в отделение. Поскольку у нас универсальный банк, обслуживающий всех - от физических лиц до крупных корпораций, мы стремимся каждому предоставить наиболее подходящие для них инструменты оказания услуг.
Эта парадигма влечет за собой значительные изменения в том, как банк использует информационные технологии. Меняются ИТ-системы, ландшафты на всех направлениях, где бизнес требует преобразований.
В частности, для того чтобы стать удобным для клиентов банком, мы должны иметь более подробную информацию о них. Раньше банки интересовались только паспортными данными, доходами клиентов, их кредитной историей. Сейчас современные банки стремятся знать больше о своих клиентах - где эти люди живут, работают, как перемещаются, что обычно покупают, в каком круге общаются, их профили в соцсетях и так далее. Это позволяет делать целевые предложения банковских продуктов и услуг, интересных конкретно этим людям и членам их семей.
Такая информация о клиентах, поступающая из разных источников, влечет за собой рост нагрузки на ИТ-системы. Кроме того, в последние годы Альфа-Банк отмечает серьезный рост клиентской базы.
По итогам первого полугодия 2016 года согласно данным МСФО совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк» составили 33,3 млрд долларов США, совокупный кредитный портфель — 22,0 млрд долл., совокупный капитал — 4,6 млрд долл. Чистая прибыль за первое полугодие 2016 год составила 161 млн. долл.
По состоянию на 30 июня 2016 года в Альфа-Банке обслуживаются около 277 тыс. корпоративных клиентов и 14 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 723 отделений и филиалов.
Если увеличивающаяся нагрузка на инфраструктуру не дает нам возможность оказывать услуги на должном уровне, мешает двигаться в сторону цифрового банка, повышать лояльность клиентов, то необходимы инвестиции в информационные технологии и телекоммуникационные каналы для наращивания мощностей.
Это основные вызовы, с которыми мы сегодня работаем на направлении ИКТ, и они стали основной предпосылкой для внесения коренных изменений в нашу инфраструктуру. Если говорить конкретно, то мы недавно завершили проект, благодаря которому back-end системы Альфа-Банка стали работать на значительно более производительных и инновационных технологиях, позволяющих стабильно наращивать обороты в течение ближайших пяти лет.
CNews: Вы упомянули цифровой банк как один из путей развития. К чему конкретно идет Альфа-Банк?
Артем Шахвердян: Цифровой банк – это способ организации процессов, позволяющий сократить себестоимость банковских услуг и продуктов. Основная статья расходов – это содержание отделений, в которых обслуживаются клиенты. Переход на цифровые каналы обслуживания дает возможность существенно снизить такие затраты: человеку достаточно пообщаться с представителем банка один раз в самом начале взаимоотношений. Представитель покажет ему, как пользоваться приложением, через которое клиент самостоятельно сможет осуществлять все необходимые действия. Со своей стороны, банк будет изучать действия клиента, чтобы целевым образом предлагать ему услуги. У нас в стране даже есть примеры успешной работы банков вообще без отделений, но не все традиционные банки пока к этому готовы.
CNews: Как вы пришли к выводу, что необходимо вносить изменения в ИТ-инфраструктуру банка?
Артем Шахвердян: На этапе формирования стратегии банка мы провели предпроект – анализ инфраструктуры – и определили, как необходимо развивать часть, обслуживающую работу учетных систем, чтобы обеспечить все потребности банка в рамках предлагаемой стратегии.