Банкиры: развивать ИТ по кризисным ценам выгодно
Даже в самые трудные времена мероприятия CNews, посвященные информатизации банков, сопровождаются оптимизмом докладчиков. Не стала исключением и организованная CNews Conferences и CNews Analytics 17 сентября 2015 г. конференция «ИКТ в финсекторе: лучшие практики оптимизации», в ходе которой ИТ-директора банков обсудили, как извлечь выгоду из кризиса.Как и весь российский ИТ-рынок, сегмент банковской информатизации переживает трудные времена. В рублях бюджеты российских банков в большинстве своем не сократились, но так как оборудование и ПО зарубежных вендоров в отечественной валюте стало обходиться дороже, структура расходов сильно изменилась: на ИТ-услуги банки теперь тратят гораздо меньше.
«Кризис быстро не пройдет. Хотя на рынке присутствует практика «ничегонеделания», замереть и бездействовать в новых условиях нельзя», — убежден Дмитрий Кузякин, вице-президент и директор департамента CRM банка ВТБ24. По его мнению, снижение среднерыночных цен на разработку и сокращение нагрузки на розничный канал делают кризис хорошим временем для инвестиций в ИТ. Останавливаться нельзя, так как насыщение рынка уже высоко и банки начинают бороться не просто за нового клиента, а за чужого клиента, подчеркнул эксперт. Банк ВТБ24, несмотря на кризис, продолжает крупные проекты по построению единого фронтального решения, внедрению нового кредитного конвейера и новых моделей обслуживания. Банк начинает использовать все новые источники данных и «плотно сел на веб».
«Данные перешли в основной и очень ценный актив банков, именно сейчас, когда рынок насыщен предложениями и банкам приходится конкурировать буквально за каждого клиента. При этом данные могут находиться не только внутри компании и стоимость их получения и обработки растет. С другой стороны сейчас, как никогда высокие требования к скорости и качеству получаемой информации, крайне важно, чтобы внутри банка были инструменты, которые позволяют быстро получить данные, обработать их, интегрировать с данными других систем для принятия верного бизнес-решения. Сейчас успешный банковский бизнес немыслим без подобных инструментов. Основной тренд – всестороннее использование данных для оптимизации бизнеса и повышения прибыли. ЦБ РФ обратил внимание на качество данных, инструменты для мониторинга этого показателя перестали быть роскошью и стали необходимостью, – говорит Михаил Комаров, директор по развитию бизнеса DIS Group – эксклюзивного дистрибьютера Informatica в России. – Недостатки инструментов по интеграции данных ведут к задержкам в получении критичных для бизнеса данных, невозможности оперативно подключать новые источники и быстро вносить изменения в текущие процессы загрузки данных, а также к высокой стоимости получения и обработки информации. Это выливается в неспособность ИТ выполнить требования бизнеса и, в итоге, к упущенной выгоде. Решения Informatica являются №1 среди решений по интеграции и управлению качеством данных и позволяют максимально быстро получить информацию из любых источников данных, наглядно оценить качество данных, его соответствие бизнес-требованиям ( содержит готовые правила для России) и быстро выполнить преобразование любых объемов данных в необходимых для бизнеса разрезах».
Инновации продолжаются
Участники рынка отмечают, что одним из основных драйверов внедрения инноваций в финансовой сфере сегодня является ЦБРФ, требования которого бывает невозможно выполнить без ИТ. Это не российская специфика, это мировой тренд. 53% опрошенных Temenos видят в регуляторе основной двигатель инноваций в банках.
Вопреки трудной экономической ситуации инновации не остались за бортом. Банки продолжают развивать ИТ с прицелом на лидерство после кризиса. Уральский банк реконструкции и развития применил в своем колл-центре технологию синтеза речи, позволяющую делать индивидуальные звонки в автоматическом режиме. Раньше банку приходилось отдавать 60% звонков на аутсорсинг. Теперь оповещения о статусе заявок и телефонные продажи лояльным клиентам делает не оператор, а робот. Результативность автоинформирования оказалась в 1,5 раза выше, чем у «живых» звонков операторов, так как робот дозванивается до большего числа клиентов. Благодаря отказу от аутсорсинга внедрение этого решения окупилось в 2 раза и за последние 7 мес. сэкономило банку p45 млн.
«Эффект сразу перекрыл капитальные затраты», — рассказывает Михаил Свердлов, руководитель дирекции стратегического развития ИТ УБРиР об еще одном проекте оптимизации колл-центра — внедрении автоматизированной системы контроля качества. Оно позволило банку за последние 3-4 месяца сэкономить еще около p15 млн. В ходе работы система выявила лучшие разговоры операторов с клиентом, на основании которых были скорректированы скрипты. В результате рост телефонных продаж вкладов увеличилось на 13%, а кредитов — на 18,6%.
Группа компаний ЦФТ для своих клиентов по процессингу и облачным сервисам Faktura.ru реализовала поддержку эмуляции банковской карты (HCE) в мобильном приложении для оплаты смартфоном по технологии NFC. Решение позволяет полностью отказаться от физических носителей для банковских карт. ЦФТ также разработала приложение для AppleWatch, которое позволяет просматривать информацию из мобильного приложения и получать различные уведомления.
Дорогу опенсорсу
Тема применения свободного программного обеспечения сегодня широко обсуждается в ИТ-сообществе и подогревается риторикой импортозамещения и борьбы за сокращение расходов. Такие банки, как ВТБ, «Уралсиб», «Открытие», уже используют СПО, но более масштабное применение открытого кода требует изменения методологии ведения проектов, считает Сергей Буш, президент Российской ассоциации свободного программного обеспечения. «Все СПО разрабатывается по методологии Agile и требует аналогичного подхода со стороны бизнеса, который тоже должен развиваться по гибкой модели», — подчеркнул эксперт. Для эффективной работы с СПО необходима горизонтальная координация взаимодействия заказчиков и разработчиков, которые становятся «коллективным вендором».
Заместитель председателя правления ЦФТ Андрей Фомичев, рассказал, что его компания протестировала СУБД на базе открытого кода, но спроса на эти технологии со стороны банков пока не видит. «Возможно, это связано с тем, что мы производим бизнес-критичные приложения», — комментирует эксперт. Он также отметил, что специалистов по поддержке СПО в России очень мало.
«Сейчас наступает новая эра: мы постепенно отходим от формального программирования к моделированию без погружения в код», — говорит Вячеслав Благирев, бизнес-партнер по технологиям банка «Открытие». В открытом ПО пользовательское моделирование пока только набирает обороты. Пока далеко не во всех решениях с открытым кодом есть инструменты для управления моделями данных, словарями данных, вызова внешних сервисов. По прогнозам Вячеслава Благирева, опенсорс сможет обогнать по такому функционалу ПО крупных вендоров через 2–3 года.
Банк как сервис
В период кризиса на кредитном рынке банки стараются усилить транзакционный бизнес и повысить его маржинальность. Для этого активно развиваются технологии дистанционного обслуживания. По данным KPMG, стоимость транзакции по мобильным каналам в 43 раза дешевле, чем обслуживание в офисе банка, в 13 раз дешевле транзакции через колл-центр или банкомат и в 2 раза дешевле, чем через интернет-банк.
Райффайзенбанк одним из первых среди российских банков реализовал возможность проведения платежей через мобильное приложение для корпоративных клиентов. При этом банк попытался посмотреть на пользователей как на отдельных людей — бухгалтеров, финансовых директоров, а не обезличенную корпорацию. В Райфайзенбанке решили не пытаться реализовать в мобильном приложении весь функционал интернет-банка, а выбрать только необходимое. Как рассказал Саргис Атанесов, вице-президент и руководитель корпоративного интернет-банка управления развития информационных систем Райффайзенбанка, пришлось решить нетривиальную задачу: уместить все утвержденные Центробанком как обязательные поля в один экран смартфона.